Притчи
Сила и пустота
— Мастер, — обратился ученик к Учителю, когда они прогуливались по саду, — скажи мне, я умен или глуп? Силен или слаб?
— А каким ты хочешь быть? — спросил Учитель.
— Конечно же, я хочу быть умным и сильным!
— Нет ничего проще. Хочешь быть умным — окружи себя глупцами и на их фоне твой ум начнет сверкать, как алмаз. Хочешь быть сильным — вступай в борьбу только с теми, кто слабее тебя, и победа всегда будет за тобой.
— Но это же не ум и сила, — разочарованно протянул ученик, — это только видимость.
— Если ты хочешь быть умным и сильным, то ты и стремишься лишь к видимости. Если ты умен и силен, значит, сосуд уже полон и в него не войдут ни новые знания, ни новая сила. Но, осознавая свою глупость и слабость, ты сможешь до бесконечности раздвигать стенки сосуда, создавая пустоту, которая будет требовать наполнения. Удастся ли тебе когда-нибудь ее заполнить? Не знаю, но знаю точно, что стремиться быть умным и сильным намного сложнее, чем быть им.
Три важных сита
К Сократу прибежал человек и говорит:
— Слушай, Сократ, должен тебе сказать, что твой друг:
— Подожди, подожди, — перебил Сократ. — Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?
— Какие?
— Первое — сито правды: то, что ты хочешь сказать, — это правда?
— Не знаю, я так слышал:
— Достаточно! А просеял ли ты свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, — что-то доброе, созидающее?
— Не знаю. Наверное, нет!
— Гм, тогда просеем через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем пришел?
— Нет, необходимости в этом нет!
— А значит, — сказал мудрец, — если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.
Вода и женщина
— Мастер, — как-то обратился ученик к Учителю, — я видел странные вещи, и не могу понять их природу. Достойные мужи, покрытые шрамами от вражеских сабель и пылью от дальних походов, увенчанные славой былых сражений и уважаемые за доблесть, смелость и мудрость даже их врагами, превращаются в сырую глину в руках слабых женщин. Почему так бывает?
— Не каждая женщина, — ответил Учитель, — может превратить мужчину в глину. Это получается лишь у тех, кто не сопротивляется своей природе. Женщины похожи на воду, они слабы и мягки, не могут сражаться с врагами, совершать подвиги, строить и защищать свое жилище, но без них, как и без воды, не будет жизни на земле. При всей своей мягкости вода непреклонна в преодолении твердого и крепкого. Встречая преграду, она огибает ее, терпеливо пробивая новое русло в самых твердых горных породах, неутомимо следуя своей цели.
Учитель с силой потер нахмуренный лоб и закончил:
— Но случится беда, если женщина уподобится капающей воде, разрушающей камень капля за каплей, капля за каплей, капля за каплей: Дырку-то она пробьет, и не одну, как понятно. Да только зачем ей потом будет нужен этот старый, мокрый, да еще и щербатый валун?..
Какие люди живут в этом городе?
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил:
— Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?
Старик ответил ему вопросом:
— А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?
— Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.
— Здесь ты встретишь точно таких же>, ответил ему старик.
Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:
— Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?
Старик ответил тем же:
— А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?
— О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.
— Ты найдешь таких же и здесь, — ответил старик.
Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком:
— Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?
— Сын мой, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь и тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них.
Сколько человеку нужно друзей, один или много?
Ученик пришел к Учителю и спросил его:
— Мастер, сколько друзей должно быть у человека один или много?
— Все очень просто, — ответил Учитель, — сорви мне вон то красное яблоко с самой верхней ветки.
Ученик задрал голову и ответил:
— Но оно очень высоко висит, Учитель, мне не достать.
— Позови друга, пусть он поможет тебе, — ответил Мастер.
Ученик позвал другого ученика и встал ему на плечи.
— Мне все равно не достать, Учитель, — сказал огорченный ученик.
— У тебя больше нет друзей? — усмехнулся Учитель.
Ученик позвал еще приятелей, которые кряхтя стали взбираться друг другу на плечи и спины, пытаясь построить живую пирамиду. Но яблоко висело слишком высоко, пирамида рассыпалась, и ученик так и не смог сорвать вожделенное яблоко.
Тогда учитель подозвал его к себе:
— Ну, ты понял, сколько человеку нужно друзей?
— Понял, учитель, — сказал ученик, потирая ушибленный бок, — много, чтобы все вместе мы смогли бы решить любую проблему.
— Да, — ответил Мастер, огорченно покачивая головой, — действительно нужно много друзей. Чтобы среди всего этого сборища гимнастов нашелся один умный человек, который догадался бы принести лестницу.
Лоскутное одеяло
Один человек пришел в отчаяние. Он взобрался на крышу дома, чтобы покончить с собой. Случайно он поглядел вниз и увидел толпу собирающихся людей. Она была похожа на большое лоскутное одеяло. Начинался праздник. И тогда он понял, что жизнь человеческая — это большое лоскутное одеяло, и только Бог Сам знает, сколько в нем должно быть кусочков, и какими они должны быть: счастье и горести, здоровье и болезни, радости и беды. А если самовольно прервать этот процесс на полпути, то получится никому не нужный кусок ткани. И тогда тот человек спустился вниз по лестнице и пошел по по трудному и суровому, но полному чудес и удивительных открытий пути, который называется Жизнь.
Притча о мужчине, женщине и сексе
Один человек утверждал, что в начале жизни на земле, мужчины и женщины были сотворены не такими, каковы они теперь. Это было существо единое, словно бы сросшееся спинами, но с двумя лицами, глядевшими в разные стороны. Одно туловище, одна шея, но четыре руки, ноги и признаки обоих полов.
Однако ревнивые греческие боги заметили, что благодаря четырем рукам это существо работает больше, а два лица, глядящие в разные стороны, позволяют ему всегда быть настороже, так что врасплох его не застанешь, а на четырех ногах можно и долго стоять и далеко уйти. Но самое главное — будучи двуполым, ни в ком это существо не нуждалось, чтобы производить себе подобных.
И верховный олимпийский бог Зевс, сказал тогда: <Я знаю, как поступить, чтобы эти смертные потеряли свою силу>. И ударом молнии рассек существо надвое, создав мужчину и женщину.
Таким образом, народонаселение земли сильно увеличилось, но при этом ослабело и растерялось. Отныне каждый должен был отыскивать свою вторую половину и, соединившись с ней, возвращать себе прежнюю силу, способность избегать измены и свойство работать долго и шагать без устали.
Именно то соединение, когда два тела сливаются воедино, мы и называем сексом.
Так считал древнегреческий философ Платон.
Окончательное желание
Некий дровосек встретил в горах даосского бессмертного. Бессмертный, которому дровосек понравился, пообещал исполнить любое его желание. Разумеется, дровосек попросил золота. Бессмертный коснулся огромного валуна пальцем, и тот немедленно превратился в золотой слиток. Увидев, что дровосек как-то странно смотрит на слиток и не берёт его, бессмертный осведомился, не слишком ли мало он дал золота. На это дровосек ответил:
— Я передумал, мне больше не нужно золота. Мне нужен твой палец.
О деньгах
— Ребе, я не понимаю: приходишь к бедняку — он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу — он никого не видит. Неужели это только из-за денег?
— Выгляни в окно. Что ты видишь?
— Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар:
— Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?
— Ну, что я могу там видеть? Только себя самого.
— Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра — и уже видишь только себя.
Бабочки и огонь
Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:
— Огонь светит.
Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:
— Он жжётся!
Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.
Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.
Гвозди
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в забор.
В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в забор гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать себя, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется навсегда.
Следы на песке
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.