Культура

Взгляд на домну со стороны

101_10_2014.jpg

Искусство, как и жизнь, движется по спирали. Производственный пейзаж, люди в касках были ведущими моделями художников в эпоху социалистического реализма. Но уже перестройка начисто смела эти темы. Художники, писатели, киносценаристы стали показывать жизнь преимущественно в черном цвете или впадали в абстрактную декоративность. Но в последние годы снова возник интерес к людям рабочих профессий, к шахтам и металлургическим цехам, но уже на другом витке.
В нашем городе этой темой заинтересовался молодой художник Илья Храбрый. Его графические листы наполнены суровой романтикой.
В галерее Arteroom, что в Бизнес-сити, открылась выставка произведений Анатолия Храброго, отца Ильи, и Ольги Бердюгиной. Выставка называется “Металлургия”.
Ольга Бердюгина — художник-любитель. Анатолий — великолепный живописец, пишущий в основном пейзажи. Повлиял ли на него опыт сына или другие причины вызвали желание написать картины на производственную тему, не знаю. Куратор выставки Алексей Дьяков рассказал нам, что идея выставки родилась после Нового года и уже 6 января ее авторам организовали обзорную экскурсию по цехам ЗСМК.
Бессмысленно ждать от поверхностного взгляда на что-то очень большое и значимое рождения глубокого художественного произведения. Художники и не претендовали на подлинность и достоверность. И люди, работающие в цехах или бывавшие в них не однажды, не найдут сходства с действительностью, а ведь нам часто нужно, чтобы было похоже.
Домна, разделенная на 8 частей, написанная маслом Ольгой Бердюгиной, не вызывает каких-то художественных ассоциаций.
Анатолий Храбрый — профессионал. Художник с большим опытом, он не стремился к сходству образа с реальным объектом. Его цеха изнутри, какие-то металлические конструкции, фермы, выписанные с мастерством живописца, фантастичны. Художник выплеснул на холст свое первое впечатление. На других картинах широкими, резкими мазками Храброго изображен пылающий огонь, над которым люди в больших шляпах, которые носят доменщики, стоящие у горна.
— Это борьба со стихией, борьба с огнем, — объяснял нам Алексей Дьяков.
Любой металлург возразит, объяснив, что на металлургическом производстве существует техника безопасности, что там все просчитано и отлажено. Стихия — это проделки природы, это цунами, землетрясение. Если куратор представлял нам замысел художника в точности, то это слишком вольный взгляд на жизнь.
Попытки художника как-то измениться всегда достойны внимания и уважения. И работы Анатолия Храброго безусловно интересны, хотя, может быть, излишне декоративны.
Александр Бокин (фото).
Татьяна Тюрина Культура 05 Сен 2014 года 639 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.