Пятница, 19 Июля 2019 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

18.08.2007

Нужен ли марганец по такой цене?

Мы продолжаем получать отклики на информацию о "распечатывании" крупного месторождения марганца на реке Уса. Это волнует новокузнечан, потому что последствия этих работ неизбежно отразятся на состоянии нашего здоровья: при нынешних несовершенных технологиях загрязнения угрожают реке Усе, а через нее - Томи. А что значит иметь дело с марганцем, многие уже знают. Воздействие этих веществ на центральную нервную систему превосходит "локальные" опасности влияния выбросов предприятий металлургии и шахт. При марганцевых отравлениях весь организм выходит из строя, конечный весьма вероятный итог - слабоумие, болезнь Паркинсона.
Если бизнес не может гарантировать экологическую безопасность, а государство безмолвствует, общество должно само защищать себя, как делают это общественные организации соседнего Междуреченска ("К.Р." N 73 от 30 июня с.г. "А марганцовкой вы их не пробовали?").
Сегодня свое мнение высказывает специалист, наш автор Борис Михайлов, бывший главный геолог разреза "Томусинский".


Вероятно, разработка месторождения усинского марганца под Междуреченском со временем станет неизбежной, но пугает прежде всего скоропалительный подход к проекту, включая автомобильную схему транспортировки. К тому же руда-то пойдет туда, где дороже дадут, то есть за границу.
Я горный технолог и знаю, что говорю. Ныне, по истечении семи лет, совершенно очевидно, что я не ошибся в прогнозах по разрезу "Томусинский". Его основательно подзагубили с большим ущербом для природы. Ничуть не ошибся и в прогнозах по Алгуйскому тальку. Не ошибаюсь и по марганцу, потому что это действительно страшно. Не мне - я свое отжил. Крайне ущербно для всего бассейна Томи и для жителей на ее берегах, а теперь и для жителей Хакасии (в районах Беренжак - Туим).
При сегодняшнем отношении к проектированию и экспертизам со стороны властей (испытал сам на своем природовосстановительном проекте "погашения" разреза "Томусинский") над Томью нависла серьезная угроза гибели от истока до устья, не считая ущерба для тайги и ее обитателей. Ведь масштабы разработки и перевозки марганцевых руд (вероятно, до 1,5-2 миллионов тонн в год) несравнимы с относительно небольшим объемом работ по Алгуйскому тальку. А какой ущерб нанесен Алгуйской дорогой тайге и реке Томи, видно при каждом дожде летом, а тем более - весной или осенью.
Усинское месторождение представлено родохрозитовыми и марганцевокальцитовыми рудами, перемежающимися марганцевистыми известняками. Окисленные руды сложены породами, которые легко растворяются кислотами (кислотными дождями). Для них характерно наличие всевозможных примесей, в том числе тяжелых металлов, редкоземельных элементов, индия, урана и радия.
В условиях сложнейшего рельефа, а значит, многочисленных перепадов и предельных уклонов технологической автодороги от места слияния рек Уса и Белая Уса, при суровом климате с большим количеством осадков - двухметровым снежным покровом зимой и затяжными дождями летом, транспортировка крайне усложнена. При перевозке автомобилями руды или концентрата (при обогащении на месте) в направлении теперь уже не станции Теба (южное направление зеленые отстояли), а в район Беренжак - Туим, опасность не исчезла, а даже увеличилась. Для природы и рек воздействие перевозок тем страшнее, чем длиннее трасса. Пример - доставка талька на Балыксу вместо Лужбы.
При любом направлении перевозок страдает Кемеровская область, особенно город Междуреченск. Жители Хакасии также примут на себя негативные воздействия от автоперевозки ядовитых концентратов и погрузочно-разгрузочных работ на терминале станции Туим. Вся огромной протяженности автодорога (130 километров, из них 33,5 - по территории Междуреченского городского округа) пройдет по тайге, пересекая перевалы и множество логов. Прижимы и крутые склоны гор предопределяют множество виражей. Потому неизбежны трудности, вплоть до аварий в гололед, туман и снегопад. Не исключена и лавиноопасность. Неизбежен прогноз: придется расплачиваться человеческими жизнями. Нужен ли марганец по такой цене?
Вот почему я категорически против автотехнологии, прежде всего при транспортировании руды. Автомобильная технология открытых работ и транспортирования является самой дорогостоящей и самой экологически грязной из-за неизбежного рассыпания руды и пород, потерь топлива, масел, мазута, разноса пыли.
Вероятность потерь и аварий возрастает при интенсивности использования автодороги. По информации генерального директора ЗАО "Чек-Су.ВК" М.В.Потапенко, ежегодно планируется перевозить 850 тысяч тонн концентрата на перевалочную базу станции Туим. То есть на 130-километровой дороге в любую минуту будет находиться не менее 50 большегрузных автомобилей. Все живое будет уничтожено при строительстве и эксплуатации автотрассы на огромных площадях.
Необходимо искать новую технологию разработки и транспортирования вплоть до использования индивидуального спецавтотранспорта для перевозок в закрытом объеме с использованием электричества. Это все стоит денег, так и нужно вкладывать их, а не перекладывать свои издержки на природу и население окрестных населенных пунктов, заставляя их оплачивать несовершенство технологии своим состоянием и здоровьем.
Жаль, что этим советам не внемлют ни государство, ни ЗАО "Чек-Су. ВК".


Рубрика: 
Количество показов: 781
Тема:  Среда обитания
Автор:  Маргарита Стахович

Возврат к списку

(Нет голосов)