Воскресенье, 19 Ноября 2017 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

29.12.2007

Время не лечит

Чуть больше полугода, как не стало Ларисы Павловны Савицкой. Но боль не утихает. Время не лечит и уж тем более не излечивает. И не примиряет с утратой. Почти сорок лет проработала она в "Кузнецком рабочем", куда приехала после "Комсомольца Кузбасса", окончив МГУ. Полная романтических настроений, Лариса попросила направление в Сибирь. Будучи в командировке в Новокузнецке, девушка встретила молодого инженера Евгения Кравченко. Так она осталась в нашем городе. Родила троих детей - Таню, Павлика и Машу. Лариса очень любила и мужа, и детей. Гордилась ими, но гордость скрывала под легкой иронией.

Любовь к близким гармонично сочеталась в ней с преданностью газете, редакции. Казалось, она любила всех: не важно - корректор это, машинистка или литературный сотрудник. Еще очень ценила внештатных авторов. Мне, ее первой ученице, она постоянно внушала: "Авторов мы должны любить". И никогда не показывала им правку, чтобы не ранить самолюбие.
В материалы вгрызалась, как в научное исследование. Изучала литературу по нужному вопросу, говорила с десятком людей, и все лишь для того, чтобы написать триста строк. Зато работники образования ценили ее, доверяли написанному. Руководители отдела народного образования были в шоке, когда Лариса Павловна ушла в отставку. Она ушла из редакции за год до своей кончины.
Говорят, незаменимых нет. Есть. Как часто мы можем повторять слова песни: "Заменить тебя некем и нечем".
Лариса смолоду была очень красивой женщиной. Ее красота была не агрессивной, не вызывающей. Лариса никогда не держала себя свысока с другими женщинами. Она словно излучала сердечное тепло и доброту. Возле нее согревались.
Ушёл дорогой человек, и если бы не память о нем, была бы только пустота. Незаменимые есть.

"Фотография на память"

В сентябре на бегу - остановилось сердце - умер Виктор Бастрыкин, удивительнейшим (потому что редчайшим) образом сочетавший в себе Мастера с большой буквы и замечательного человека, с которым легко и просто.
Я убежден, что никто не снимал город, как он - Новокузнецк и город вообще. Видел его, как никто другой.
Бастрыкин обожал руко-творное пространство города - ритм плоскостей зданий, контраст между геометрией углов и мягкостью округлых объемов, его завораживали кружева решеток, разного рода металлических конструкций, рифмующихся между собой, как строчки у поэта.
Впрочем, его город состоял не только из плоскостей зданий - он был мокрым от дождя с отражающимися в лужах тучами, желтым от цветущих одуванчиков, с черно-угольными после ливня стволами лип, с матовым светом магазинов, ложащимся на свежевыпавший снег...
Одна из посетительниц его последней персональной выставки в окнах Художественного музея "Город. Фотография на память" сказала: "Удивительно, но они, фотографии, будто сделаны в чужом, незнакомом, но красивом городе. Это снято как будто не здесь. Обычно проходишь мимо..."
Это он делал этот город красивым. Как некогда Бог сотворил нашу Землю прекрасной. Но, увы, не сделал нашу жизнь справедливой.

Боги покинули нас

А в октябре, не дожив до своего шестидесятилетия несколько дней, ушел пронзительнейший живописец Виталий Карманов.
Он, выплескивавший на полотна рай и ад своей души, мог быть разным - мертвецки влюбленным, смертельно пьяным, трезвым, как стекло, вечным юношей и мудрецом, мыслящим парадоксально и инаково - всегда, впрочем, инаково.
Однажды он с горечью заметил, что чувствует себя обувщиком, делающим какие-то страшно изящные туфли для города... безногих. Страшный парадоксальный образ. Как и строки, написанные им на картине "Новая русская семантика": "Боги ушли и больше не возвращались..."
Сильнее всего было, на мой взгляд, именно это его ощущение: боги покинули нас. Я думаю, что так оно и есть.
У Маркеса есть рассказ про ангела, старого ангела, за какие-то грехи сброшенного на Землю. Он, немощный и одинокий, живет в курятнике, пробавляясь пойлом, которым его кормят из жалости. Иногда он словно пробуждается, расправляет крылья. И тогда эти людишки видят - да, это Ангел Божий!
И потом забывают. Потому что привыкли видеть в других только то, что хотят видеть, - низкое. Они не в силах долго смотреть вверх - это их слепит, пугает.


Рубрика: 
Количество показов: 373
Тема:  Утраты года
Автор:  Татьяна Тюрина

Возврат к списку

(Нет голосов)