Пятница, 15 Ноября 2019 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

13.09.2008

Надежда Анохина: “Мера всех вещей – человек”

Диплом в Сибирском металлургическом институте (тогда он так назывался) Надежда Анохина защищала на английском языке. В техническом провинциальном вузе случай редкий, если не сказать исключительный. Впрочем, у студентки, писавшей диплом на кафедре физики твердого тела по специальности “Физика металлов” (курс читался близко к университетскому), для этого были основания. Училась в когда-то “фирменной”, одной из лучших математических школ города - 52-й. Математику преподавал прекрасный педагог, талантливый предметник Николай Филиппович Дедов. Учителем математики была и мама, Зинаида Михайловна Коновалова. Отец, Константин Николаевич, - личность вообще незаурядная. Кандидат технических наук, начальник электрометаллургической лаборатории Кузнецкого металлургического комбината, потом - технического отдела предприятия. Увлекался философией, политологией. Неплохо знал английский язык. Хорошо рисовал, участвовал в городской выставке самодеятельных художников. Одну из своих работ Коновалов подарил Новокузнецкому художественному музею. “Отец оказал на меня большое влияние”, - считает Надежда Константиновна. При ярко выраженном гуманитарном складе мышления (занималась музыкой, увлекалась поэзией...) профессией Надежда выбрала науку техническую.

Защитив диплом, работала в научно-исследовательском секторе пединститута. При первой возможности пришла на кафедру физики СМИ. Кроме физики, преподавала “Концепцию современного естествознания”. В Уральском политехническом институте (сейчас УГТУ-УПИ) в Свердловске-Екатеринбурге (об этом культурном центре сохранила самые теплые воспоминания, там остались друзья, с которыми поддерживает отношения) училась в аспирантуре, защитила кандидатскую диссертацию по нержавеющим сталям. Получила звание доцента. Читала на кафедре физики, кроме программных, авторские курсы по этике деловых отношений, гуманизации инженерного образования, лекции по культурологии. Об Альфреде Шнитке (один из любимых композиторов Анохиной, “дискретный” характер его музыки выражает “рваные”, дисгармоничные темпоритмы современного мира). С вокальными циклами Игоря Егикова на стихи Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского в исполнении Ирины Воронцовой. О Софье Ковалевской (зачатки гениальности в 13-летней девочке почувствовал сердцевед Достоевский)...

“В необыкновенных людей, о которых рассказываю студентам, влюбляюсь и пишу с внутренним трепетом и любовью”, - говорит Надежда Анохина. Книги об ученых-энциклопедистах, представителях “русского космизма” Вернадском (ее перу принадлежит еще монография о великом провидце), Циолковском, Чижевском рекомендованы как учебные пособия для студентов индустриальных университетов. Что касается научной деятельности, то здесь Надежда Константиновна уже сделала немало. Более 150 печатных трудов (работы опубликованы в ученых записках Кузбасского НИИ прикладной культурологии, общественно-научном журнале “Вестник Российской академии естественных наук”, в других специальных изданиях), два патента на изобретения, участие в международных, всероссийских, областных научно-практических выставках, конференциях.

Недавно Надежда Константиновна кардинально поменяла сферу научных интересов. Защитила докторскую диссертацию “Демаркация науки и культуры в социокультурном и персоналистском контекстах”. Теперь доктор культурологии Анохина - профессор кафедры социологии, политологии и права СибГИУ. “Наука и культура генетически взаимосвязаны. Будущее человечества прежде всего зависит от уровня культуры и духовности”, - говорит Надежда Константиновна.

О научном исследовании на специальную тему рассказывать в газете - занятие неблагодарное, интересующихся можно отослать к вышедшей вслед за защитой диссертации монографии “Наука в интерьере культуры”. Книга есть в библиотеке имени Н.В. Гоголя.

Когда кандидат технических наук пишет докторскую диссертацию и издает монографию на сугубо гуманитарную тему, прерывая успешную, на протяжении десятилетий сложившуюся карьеру, - это уже феномен, нечастое и даже исключительное явление в научном мире. Поворот на 180 градусов научной судьбы требует творческого порыва, смелости. А еще - широты кругозора. “Я благодарна тем, кто меня поддерживал, моим научным консультантам, рецензентам, коллегам, администрации вуза и, конечно, своей семье”, - говорит Надежда Константиновна. Когда монография вышла в свет, общественными “рецензентами” стали друзья и единомышленники, в том числе из киноклуба “Диалог” при библиотеке имени Н.В. Гоголя.

Книги пишут о том, что волнует, о чем размышляют бессонными ночами. “Наука в интерьере культуры” - о вечных вопросах. Научное знание все больше приобретает прикладной характер, “обслуживает” технический прогресс. Нанотехнологии, клонирование, электроника... Удвоение числа транзисторов на одном кремниевом микрочипе, например, происходит каждые 18 месяцев. Безграничные возможности или губительный для человечества уход в техносферу, замена бытия напичканным приборами бытом?.. Скоро “общение с друзьями и семьей не потребует присутствия нашего тела”. Американский социолог Э. Лики, кстати, называет кибернетику “камерой смерти цивилизации”. Виртуальная реальность - не вымысел фантастов, предостерегает академик РАМН В. Казначеев, не фантастика, а летальный исход человечества, если люди не задумаются о том, куда движется интеллект планеты. Техническое совершенство без совершенства духа - дорога никуда. Как сохранить биосферу в техносфере? Мера всех вещей - человек или он стал уже атавистическим придатком технокоммуникаций?..

Личность - самая большая ценность, говорит Анохина вслед за Вернадским. А нравственный закон, альтруизм - прежде всего ответственность перед самим собой, бескорыстное служение. “Всегда преклонялась перед неравнодушными людьми, которые не для себя благ искали, которым небезразлична судьба России и народа”. Увы, в многострадальной России, как два века назад писал Радищев, между городами и деревнями - версты, а между культурой и народом - столетия. Что изменилось, где выход? “В преодолении бинарности, раздвоенности России видится, наверное, оптимистический путь ее расцвета”, - считает Анохина.

Кажется, далеки, отвлеченны от повседневных забот вечные вопросы. Но так ли далеки? Культ денег, материального успеха любой ценой, утрата связей с прошлым и будущим - способен ли в этих условиях человек остаться человеком, существом прежде всего духовным?..

Вне своих научных интересов Надежда Константиновна, конечно, - обычная горожанка. Муж и сын работают на металлургических предприятиях. Новокузнецк - родной, любимый город. Сколько близких по духу людей на жизненном пути здесь встретилось! Институтские ученые (“Много талантливых исследователей, работающих на мировом уровне”), интеллигенты в нескольких поколениях... Художники Лена Башарина, Александр Суслов, Руслан Высоцкий... “Что сделал сейчас Высоцкий, считаю гениальным, - говорит Анохина о последней выставке Руслана в Новокузнецком художественном музее. - Он уловил некий переход общественного сознания. Герои и сюжеты у него - на грани вселенского срыва. С другой стороны, как мне кажется, именно сегодня формируется какой-то новый космический, неизведанный уровень сознания и духовности”. У самой Надежды Константиновны много творческих замыслов, на реализацию которых порой времени не хватает. Музыкой хотела бы серьезно заняться, английским... Мир пока еще разнообразен и неисчерпаем, венец творения человек - на перепутье. Кто мы, куда идем?..


Рубрика: Разное
Количество показов: 3647
Тема:  Город и люди
Автор:  Анна Скрипникова

Возврат к списку

(Нет голосов)