Суббота, 7 Декабря 2019 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

Школьный конфликт

Не секрет, что дети иногда становятся жертвами одноклассников. Не всегда такое насилие физическое. Дети страдают от словесных оскорблений, изоляции, одиночества. У них снижается успеваемость, работоспособность. Стараясь уйти от проблем, которые он не в состоянии решить, ребенок просто перестает ходить в школу. Дома он замкнут, раздражителен, не рассказывает о своих переживаниях. Признак того, что у вашего ребенка проблемы с общением в классе, - низкая самооценка. Ее крайний вариант: “Если меня избивают (унижают), то я этого заслуживаю”. Дети, которые хоть раз испытали насилие в школе, крайне неуверенны в себе, но предпочитают никому не говорить об издевательствах (“Чтобы не было хуже”). Статистика свидетельствует: 70 процентов подростковых суицидов связаны со школьными конфликтами.

Какие дети становятся “жертвами”? Это подростки из семей, экономическое или социальное положение которых ниже, чем у одноклассников. Они одеваются и выглядят “иначе”. Не обязательно изгоями становятся двоечники - одаренные дети тоже могут стать объектами насмешек. Как и принадлежащие к субкультурам: панки, эмо, готы, металлисты и т.д. Подростковый возраст вообще противоречив: с одной стороны, возникает потребность в какой-либо “своей” группе, с другой - принадлежность к группе заставляет быть таким, как все в ней, значит, о своей индивидуальности надо забыть. Хорошо, если хватит сил ее отстоять. А если нет?.. Объектами насилия иногда становятся дети и по этнической принадлежности.

Страдают не только те, кого унизили товарищи. Есть так называемые периферические жертвы-наблюдатели (“Хорошо, что я не пострадал”). Они ощущают собственное бессилие и страх оказаться следующей жертвой.

Родители иногда занимают позицию “Разбирайся сам” (а у ребенка не хватает сил самому справиться с ситуацией!). Либо неосторожно вмешиваются, что провоцирует новый виток насилия. Что предпринять взрослым, чтобы защитить, оградить ребенка от насилия? Если родители подозревают, что так оно и есть, надо, во-первых, обратиться к классному руководителю и школьному психологу. Выяснить причины насилия, возможно, они проведут специальные психологические тренинги “сплочения класса”. Родители должны всеми мерами пресечь агрессию, учителя и администрация школы - обеспечить защиту детей, а одноклассники могут взять на себя роль опекунов тех, кого обижают.

Родителям также надо попытаться откровенно поговорить с ребенком. Выяснить, что происходит в школе, как он себя там чувствует, что вызывает дискомфорт. И совместно выработать стратегию поведения и способы противостояния обидчикам. Кстати, здоровым, гармоничным детям и подросткам, живущим в полных семьях и не имеющим серьезных проблем с ровесниками, активное сопротивление насилию свойственно изначально. И ни в коем случае не надо отказываться от помощи психолога. К специалисту надо обращаться и в том случае, если ваш ребенок - “агрессор”. Такую роль дети принимают, когда у них неадекватная самооценка или они испытали психологическую травму.

Для получения экстренной анонимной психологической помощи вы можете позвонить на “телефон доверия”: 713-064, 713-063. На Металлургов, 10 (телефон 74-31-18) можно записаться на очную консультацию.


Рубрика: Образование
Количество показов: 3262
Тема:  Мы и наши дети
Автор:  Ирина Сидорова, психолог Центра психолого-педагогической помощи.
Рейтинг:  3.19

Возврат к списку

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.19)