Вторник, 11 Декабря 2018 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

12.09.2009

Тот самый Григорий Рогов

Известный новокузнецкий краевед, вице-президент краеведческого объединения “Серебряный ключ” Владимир Семенович Пилипенко провел нынешним летом экспедицию на Алтай. В.С. Пилипенко побывал в местах, связанных с деятельностью известного алтайского партизанского командира Григория Рогова, который считается организатором кровавой “роговской чистки” города Кузнецка в декабре 1919 года. По разным данным, в те декабрьские дни в 4-тысячном Кузнецке от рук партизан Рогова и его сподвижника Новоселова погибло от 300 до 1400 человек.
Сегодня Владимир Семенович Пилипенко - гость нашей редакции.- Какова была цель вашей экспедиции на Алтай?
- Партизанский командир Григорий Рогов - очень неоднозначная и до конца не изученная фигура в истории Гражданской войны. Я много лет занимаюсь темой, связанной с деятельностью Рогова, и нынче мне захотелось проехаться по местам боев роговского отряда, побывать в алтайских музеях, поговорить с жителями.
Григорий Рогов (1883 - 1920) - участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, кавалер трех Георгиевских крестов, анархист, в Гражданскую войну - организатор партизанско-разбойничьих отрядов на Алтае, сотрудничал с красными.
Осуществлял подрывную деятельность в тылах белых армий на территории Барнаульского, Щегловского и Кузнецкого уездов.
(Википедия - свободная энциклопедия.)
- Чем вас привлек этот человек?
- Роговская тема открылась для меня случайно, еще в 80-е годы прошлого столетия. Моя мама работала на КМК вместе с дочерью кузнецкого купца Мариупольского, погибшего во время тех событий. Она много рассказывала о них моей маме, а мама мне. Она говорила: “Приехали роговцы, всех порубили”. Мне это было интересно, и я начал собирать материалы.
12 декабря 1919 года в Кузнецк вошел двухтысячный объединенный отряд Г. Рогова и И. Новоселова. Партизаны сразу же оцепили город и разоружили вооруженные формирования ревкома. Знаменитая “роговская чистка” длилась трое суток. Смертные приговоры были вынесены всем, кто служил в органах власти в 1918 - 1919 годах, колчаковским офицерам, а также  выносились за буржуазную пропаганду и по жалобам населения. Так же зарубили милиционеров, торговцев, кулаков, перебили местное духовенство. Партизаны подожгли тюрьму, Спасо-Преображенский собор и Одигитриевскую церковь.
(Википедия - свободная энциклопедия.)
- Очевидно, в ту пору их было не так много?
- Материалов было много, но получить их было нелегко. О Рогове было сложено официальное мнение как о враге Советской власти, жестоко обращавшемся с людьми. Только в годы перестройки это мнение начало меняться. В 1987 году в “Кузнецком рабочем” была проведена дискуссия, в которой на Рогова была представлена и иная точка зрения. Ее автором был учитель истории А. Казанцев, собравший много фактического материала по “иному” Рогову и даже пытавшийся защитить диссертацию на эту тему. Но тогда ему не позволили этого сделать.
А в 1990 году в газете “Металлург” появились отрывки из повести Т. Чернова “Алтайские зори”, в которой отображен уже другой взгляд на Рогова и его деятельность. Оказалось, Чернов получил материалы от Григория Батурина, начальника роговской разведки, жившего в то время в Кузнецке.
- Он был еще жив?
- Да, и был в здравом уме. Я встречался с ним. Батурин собрал огромный архив по роговскому отряду: письма, воспоминания участников, биографии бойцов и командиров. Он был летописцем и историком роговского движения. У него были самодельные огромные альбомы, каждый из которых содержал сведения о каком-либо соратнике Рогова. Им была написана хроника войны Рогова, которую он дал мне перепечатать. Интересно, что Батурин следил за публикациями о Рогове и опровергал на основе своего архива те из них, которые ему казались неверными.
- Он был хранителем памяти Рогова?
- Да, и достаточно активным.
- А как он решился поселиться в Кузнецком районе, где должны были остаться люди, помнившие роговские зверства 1919 года?
- Я, к сожалению, не догадался его об этом спросить, так был увлечен изучением его данных.
- Этот архив сохранился?
- Пропал сразу после смерти Батурина. Я рассказал о знакомстве с ним учителю истории Наталье Маркдорф, она поехала к Батурину, но в живых его уже не застала, а дочь Батурина сказала ей, что приходили какие-то люди и все документы унесли. Ни кто это был, ни откуда, она не узнала, не до того было. Поэтому где его материалы сейчас - никто не знает. По данным Батурина, погибших кузнечан было значительно меньше, чем принято считать.
- То, что начальник роговской разведки должен был иметь собственное мнение о своем командире, - это понятно. Вам оно тоже показалось убедительным?
- Прочитав “хронику” Батурина, разительно отличавшуюся от официальных советских исследований, я решил идти в изучении деятельности Рогова своим путем. Прочел материалы конференции, посвященной 50-летию советской власти и проходившей в Томском госуниверситете. На ней в защиту Рогова выступала кандидат исторических наук М. Плотникова. Потом работал в Новосибирской научно-технической библиотеке Сибирского отделения академии наук, в Барнаульской научной библиотеке. В них было собрано много материала о роговском движении на Алтае.
- И ваша точка зрения на Рогова переменилась?
- Знаете, я считаю себя гуманным человеком и стараюсь в других людях находить черты гуманизма. Рогов - очень неоднозначный, противоречивый человек, в нем наряду с очень плохими должны были быть и другие качества, что-то хорошее, не отмеченное пока. Я пытаюсь это хорошее найти в Рогове. Вот был такой эпизод: когда Рогов после поднятого им восстания против советской власти скрывался в лесу близ родного села Жуланиха, с ним вместе был секретарь партячейки Возилкин, который ухаживал за ним. По сути, Возилкин был тогда не идейным его противником, а другом. Это о многом говорит. И потом, когда Рогова убили, Возилкин был рядом с ним, не бросил друга. Он, кстати, пропал потом куда-то, никто сейчас так толком и не знает, кем он был, этот партиец Возилкин.
А Рогов был храбрец, никогда не терял самообладания, принимал взвешенные решения. Не пил, не курил. Это о многом говорит.
- А возы с награбленным добром, которые роговцы отправляли в родные села, о чем говорят?
- Возможно, кто-то из его отряда этим и занимался. Не могу ничего об этом сказать. Но вряд ли Рогов санкционировал грабежи.
- На Алтае вы нашли что-нибудь новое для себя?
- Конечно. Я побывал в краеведческих музеях Бийска и Барнаула, а главное - в музее города Заринска, где собран богатейший материал о Гражданской войне. Село Сорокино, ставшее сейчас одним из районов Заринска, было центром алтайского партизанского движения. К сожалению, не удалось побывать на родине Рогова в селе Жуланиха, туда не ходил транспорт. А вот в село Хмелевка, где он был захоронен, съездил.
- И как тамошние жители относятся к Рогову?
- Как к герою. Алтайское село переживает сейчас не лучшие времена, и память о тех боевых годах помогает алтайцам жить. Тот период истории ценен для них и важен. В Хмелевке стоит мемориал, посвященный красным бойцам Гражданской войны, а рядом захоронение Рогова. У меня сложилось ощущение, что это место для алтайцев - святое. Видите, как разошлись мнения: для Кузнецка Рогов злодей, для Алтая - герой.
- А вы теперь как смотрите на Рогова?
- Я считаю: несмотря на жестокости, проявленные роговцами в Кузнецке, он многое сделал для освобождения Алтая. Думаю, он все-таки герой.
- Как по-вашему, чего Рогов хотел от жизни?
- Мирной деятельности на земле. Чтобы он мог хозяйствовать и быть счастливым. Но если это не получалось, брал в руки винтовку и саблю и шел отстаивать свое право на жизнь. Вообще, чем больше прикасаешься к явлению “Рогов и роговщина”, тем больше возникает вопросов. Сумеем ли мы ответить когда-нибудь на них?
Беседовал.

От редакции. Высказанные В.С. Пилипенко взгляды на Григория Рогова и деятельность его партизанского отряда могут показаться читателю неоправданно мягкими и гуманными. Слишком глубокий и кровавый след оставили Рогов и роговцы в памяти кузнечан. Мы приглашаем заинтересованных читателей высказаться по данной теме, тем более что впереди у нас печальный юбилей: 12 декабря 2009 года исполнится ровно 90 лет со дня прибытия роговского отряда в Кузнецк. Три тогдашних дня - с 12 по 14 декабря 1919 года - были названы историками кровавой “роговской чисткой Кузнецка”.
Ждем ваших писем и воспоминаний.


Рубрика: История
Количество показов: 5674
Тема:  Наша история
Автор:  Владимир Валиулин
Рейтинг:  2.75

Возврат к списку

(Голосов: 17, Рейтинг: 2.75)