Среда, 17 Июля 2019 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

28.01.2010

“Гнёздышко” для юных

В областном Доме актеров прошло торжественное вручение премий “Гнездышко”, учрежденных одним из кемеровских банков для поощрения талантливых детей Кузбасса в области литературы и художественного творчества.
В номинации “Мир увлечений” - за творческие работы в издании Союза писателей области “Огни Кузбасса” - премией отмечена литературная студия “Созвездие Лиры” гимназии № 44, работающая с 2004 года и руководимая членом Союза писателей России, поэтом Любовью Никоновой.
Премии удостоена и сама Любовь Никонова, чьи воспитанники названы в числе других награжденных ребят из разных городов области “птенцами журнала “Огни Кузбасса”, хотя, скорее, они все-таки питомцы Любови Никоновой.
В номинации “Лучшее прозаическое произведение” отмечен ученик шестого класса школы № 6 Вадим Есауленко.
Писательские стипендии
Как и в предыдущие годы, областная администрация продолжила выдавать стипендии наиболее творчески активным писателям Кузбасса.
Из новокузнецких авторов в 2010 году ее будут получать Анатолий Ябров, Эдуард Гольцман, Любовь Никонова, Александр Раевский и Таяна Тудегешева.
В статусе республиканского
Как вы знаете, литературный журнал “Огни Кузбасса” с нынешнего года получил статус республиканского.
И обзавелся Общественным советом, куда вошли, с их согласия, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, главный редактор “Нашего современника” Станислав Куняев, а также известные литераторы, для которых Кузбасс стал творческой родиной, - Виктор Лихоносов и Гарий Немченко.
Книги и встречи
Около двухсот творческих встреч с трудовыми коллективами предприятий области, студентами, любителями литературы проведено редакцией “Огней Кузбасса” в прошлом году, выпущено за последние годы 35 книг разных авторов в литературном приложении к журналу - в их числе сборник рассказов “Мост” первоклассного новокузнецкого писателя Дмитрия Хоботнева.
В феврале в Гоголевке предполагается провести презентацию очередного номера журнала “Огни Кузбасса”, которая пройдет при участии членов редколлегии и авторов самых значительных публикаций.
Сейчас в приложении к журналу готовится к выходу сборник новокузнецкой поэтессы Нины Лучкиной.
И буквами спокойной красоты
Наталья Колесова и Владимир Угрюмов стали лауреатами премии журнала “Огни Кузбасса” за прошлый год.
Наталья Колесова отмечена в номинации “Проза” за повесть “Валентинов день”, в которой, вопреки нашему представлению о творчестве талантливой писательницы, ничего нет от ее излюбленного фэнтези. Но написано отменно.
Владимир Угрюмов стал лауреатом в номинации “Публицистика” за “путевые заметки” (так, во всяком случае, определили в издании Союза писателей Кузбасса их жанр) “Куба. Возможность острова”. Читатели “Кузнецкого рабочего”, конечно, помнят это, если так выразиться, лирическое эссе - наша газета опубликовала его первой. К слову, насколько нам известно, недавно то же самое сделала русскоязычная газета “Колесо” канадского города Калгари.

“Полиэтиленовый век” русской словесности?

На лекции, которая состоялась в книжном магазине “Плиний Младший”, Тамилла Борисовна Афузова, доцент кафедры литературы ФРЯиЛ КузГПА, отметила неутешительную тенденцию. Русская литература на рубежах веков была “золотой” (конец XVIII - XIX века), “серебряной” (конец XIX - начало XX века), а сегодняшнюю как-то затруднительно даже назвать, может быть, “полиэтиленовой”?.. Или “пластиковой”, как заметил один из слушателей.
В конце XX - начале XXI века произошли изменения в литературном процессе, связанные с переменами в жизни нашего общества. Отказ от социалистического реализма, от принципов партийности и классовости, распад Союза советских писателей, упразднение политической цензуры - все это определило особенности сегодняшнего литературного процесса. На полках книжных магазинов появилась “возвращенная литература”: А. Платонов, М. Булгаков, Б. Пастернак, А. Ахматова. Произошло наше знакомство и с “русским зарубежьем”, то есть с И. Шмелевым, Б. Зайцевым, В. Набоковым, Д. Мережковским и многими другими, с творчеством А. Солженицына. Стали издавать произведения русских религиозных философов: И. Ильина, С. Булгакова, П. Флоренского. Все это, безусловно, подняло уровень литературной культуры.
Весь поток современной литературы Тамилла Борисовна условно делит на реалистическое (традиционное) искусство и нереалистическое (модернистское, постмодернистское, абсурдистское и т.п.). Наряду с Л. Леоновым, В. Астафьевым, Ч. Айтматовым, В. Распутиным, В. Беловым, А. Солженицыным издают и читают произведения современных модернистов: Л. Петрушевской, Н. Садур, В. Ерофеева, В. Пелевина и др. По мнению Т.Б. Афузовой, модернизм не совсем свойственен русской литературе: будучи в основе своей православной, она не допускает нарочитых экспериментов, “игры” со словом. Настоящая литература заставляет думать, она исследует человека и окружающий мир, отражает мировоззрение писателя.
Отличие постсоветской литературы от советской состоит в том, что раньше перечень издаваемых книг определялся идеологической цензурой, теперь - наличием денег у автора или издательства. Книга стала предметом рынка, предметом торговли. Широко представлена беллетристика - детективы, женские любовные романы, экспериментальные опусы типа “АнтиАхматова”. Критика, кстати, поддерживает нереалистическое искусство.
В этом пестром потоке появляющихся литературных произведений трудно выбирать, особенно неискушенному, неподготовленному читателю. Культура чтения, культура мысли прививается в семье, воспитывается личным примером, школой. А эта традиция разрушена. Чего уж теперь удивляться, что в некогда самой читающей державе мира выросло несколько поколений нечитающих людей?
Завершая рассказ о современной русской литературе, лектор отметила, что сегодня идет поиск новых жанров, форм повествования. Примером может служить интерес к таким формам, как “энциклопедия” или “словарь”. М. Семенова в своей “энциклопедии” художественным языком описывает жизнь, культуру, быт древних славян. А сборник коротких рассказов Кати Метелица организован по принципу азбуки-словаря, в нем произведения выстроены в алфавитном порядке. Так, на букву “А” есть короткое - “Афоризм. Все товары класса премиум одинаково эксклюзивны. Каждое бракованное изделие эксклюзивно уникальным образом”. На букву “Д” - миниатюры от “Дачи” до “Достоевского”, на “Е”- “Евродоска”, на “Я” - совершенно прелестное “Яйцо и ямашка”:
Большим литературным потенциалом обладает провинция. В нашем городе, к примеру, можно назвать Л. Никонову, А. Раевского, Г. Косточакова, Е. Тудегешеву и др. Из провинции вышел и Е. Гришковец.
Расставит все по своим местам время. Оно и определит, что это за век - “полиэтиленовый” или все-таки хотя бы “бронзовый”.
Записала Дарья Акулова.


Рубрика: Культура
Количество показов: 1844
Тема:  Литература
Автор:  Григорий Саббакин
Рейтинг:  2.93

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 2.93)