Понедельник, 20 Мая 2019 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

11.02.2010

По следам находки в ресторане “Москва”

Золотой юбилей музейщики будут отмечать в октябре 2011 года, но подготовку к нему уже начали. Поскольку Художественный музей - одно из главных мест нашей культуры, мы открываем рубрику, в которой будем рассказывать об истории музея, людях, оставивших в ней яркий след, и о сегодняшнем дне этого замечательного учреждения культуры.
Газета уже как-то писала, что наш музей - единственный в своем роде. Музеи создавались в нашей стране, как правило, в областных центрах. Наш, созданный в 1961 году в городе областного подчинения, с первых дней носил статус областного. В Кемерове открыли областную картинную галерею только в 1969 году.
С директором НХМ Ларисой Лариной мы не нашли документального объяснения этому уникальному явлению.
- Возможно, это случилось потому, что была подготовлена почва для рождения художественного музея именно в нашем городе, - рассудила Лариса Николаевна и начала рассказывать предысторию.
- В 56-м году бывшая тогда директором краеведческого музея Полина Васильевна Кононова обнаружила где-то в ресторане “Москва” три заляпанных краской, известкой, запыленные картины высокого художественного качества. По другим источникам, впервые их увидели художники, что, возможно, ближе к истине.
В любом случае, краеведческий музей получил пейзаж немецкого живописца Евгения Брахта “Вечер в Альпах” (1908 г.), “Нимфы” неизвестного художника, предположительно школы Корреджо и “У ручья” голландского художника Баренда Корнелиуса Куккука, созданную приблизительно в 1850-60-х годах.
Для трех картин выделили отдельную комнату с надписью на дверях “Картинная галерея”.
Постоянная выставка привлекала внимание посетителей. Это стало побудительным мотивом для создания художественного отдела в краеведческом музее. После многочисленных обращений Кононовой к городским властям художественному отделу передали помещение на проспекте Металлургов, 3, площадью 500 квадратных метров, оборудованное стендами, кронштейнами, витринами. 1 июня 1957 года была открыта картинная галерея - отделение живописи краеведческого музея, где заведующим стала художник Людмила Михайловна Акцынова. Незадолго до этого они с мужем, тоже художником, вернулись из Красноярского края, где отбывали срок по печально известной 58-й статье.
В это же время в Сталинск по комсомольским путевкам приехали выпускники Ленинградского художественного института имени Репина. Создание Кемеровского отделения Союза художников совпало с рождением картинной галереи.
Это были годы хрущевской оттепели. Художественная среда бурно развивалась. Уже в 57-59-м годах в картинной галерее экспонировались выставки из Русского музея и Третьяковки. В 57-м в залах галереи открылась третья городская художественная выставка, на которой 40 авторов представили 513 произведений. “Целых три месяца не стихал поток посетителей”, - вспоминала бывший сотрудник музея Красина. Интерес к выставкам, особенно к временным, из Москвы, был огромен. Число посетителей за два месяца доходило до нескольких десятков тысяч.
Начиная с 13 августа 1957 года из Министерства культуры РСФСР для нового отдела краеведческого музея по заявкам сотрудников регулярно поступали работы советских художников. Эти произведения и сейчас являются золотым фондом нашей коллекции.
А в 1961 году 17 июня по Министерству культуры РСФСР вышел приказ № 518 “Об организации во втором полугодии 1961 г. музеев изобразительных искусств в гг. Грозном, Ставрополе и музея советского изобразительного искусства в г. Сталинске Кемеровской области”. Создавалось это, как написано в этом уже историческом документе, “в соответствии с народнохозяйственным планом”.
Среди пунктов были предписания о выделении помещений музеям, о проведении ремонтов, обеспечении оборудованием, о подборе специалистов с высшим искусствоведческим образованием, о направлении сотрудников новых музеев на стажировку в Русский музей. И еще особенно важный пункт - о ежегодной передаче в установленном порядке лучших художественных произведений, созданных художниками по заказам соответствующих местных органов культуры.
И самое удивительное, что все эти пункты выполнялись, а произведения изобразительного искусства музей получал ежегодно и даже два раза в год. Среди них были и просто шедевры, особенно скульптура.
На момент открытия музея в его коллекции уже было 134 произведения.
Но об этом этапе Новокузнецкого музея, приобретшего статус самостоятельного, мы расскажем в следующий раз.


Рубрика: История
Количество показов: 2404
Тема:  К 50-летию Художественного музея
Автор:  Татьяна Тюрина
Рейтинг:  2.93

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 2.93)