Понедельник, 20 Мая 2019 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

13.04.2010

“Овощной ларёк выселить”

Мы продолжаем рубрику, посвященную гордости нашего города - Художественному музею. В прошлый раз мы вспоминали предысторию НХМ, когда он еще был в статусе отдела краеведческого музея, а потом и картинной галереи. Сегодня директор НХМ Лариса Ларина рассказывает о том времени, когда, согласно приказу Министерства культуры, картинная галерея получила название Кемеровского областного музея советского изобразительного искусства в городе Новокузнецке. Произошло это в 1961 году, а в 1969 году в Кемерове открыли картинную галерею и наш музей стал городским.
Но вернемся к лету 1961 года.
-В июне вышел приказ № 518, а в августе состоялась передача фондов. 134 произведения из краеведческого музея передали в наш музей. Сохранился документ, где все эти предметы перечислены.
Первым директором была назначена Антонина Владимировна Першина, проработавшая в этом качестве до 1969 года. Першина интересна не только тем, что была первым руководителем, она была удивительнейшим человеком. Родилась Антонина Владимировна 3 марта 1905 года в Ярославле в семье служащих. По образованию была инженером-конструктором. Много лет прожила в Ленинграде, где сначала работала конструктором, а затем секретарем Володарского райкома партии. Пережила блокаду. Как партийный работник решала такие насущные проблемы, как карточная система. На улицах Ленинграда лежали замерзшие трупы, их надо было вывозить. Занималась она гражданской обороной в своем районе. Запускали дирижабли, рыли противотанковые заграждения. Першина была награждена медалью “За оборону Ленинграда”.
В 1943 году Антонина Владимировна была эвакуирована в Сталинск, где стала работать в Молотовском райкоме партии. Ныне это Центральный район. Сначала была инструктором, затем заведующей орготделом. Не имея высшего образования, в возрасте 56 лет она возглавила первый в Кузбассе музей изобразительного искусства.
Она сочетала в себе качества неутомимого и умелого руководителя, энтузиаста музейного дела и чуткого душевного человека. Многие молодые сотрудники музея, не обеспеченные жильем, в том числе Евгений Ермолаев, Галина Овчарова, Валентина Дурнева, Муся Моисеевна Гланц, подолгу жили у нее в квартире в начале улицы Кирова. Потом каждому сотруднику она помогала получить квартиру. У нее не было собственных детей. Она воспитывала приемную дочь.
Першина большое внимание уделяла фондовой работе. Учетная документация соответствовала инструкциям того времени. А это было далеко не в каждом музее.
В нашем архиве до сих пор хранятся все документы. Например, в справке комиссии из Русского музея по линии Министерства культуры говорится о проверке музея через год после его открытия. Что там было написано? Собрание музея менее чем за год увеличилось в три раза и составило 541 произведение. Комиссия отметила строгий порядок: все экспонаты занесены в книгу поступлений, заведена инвентарная книга для графики, то есть начался вторичный учет. Из пяти научных сотрудников трое были с высшим образованием. За год прошло пять выставок. Из этих пяти одна областная выставка художников Кузбасса, а четыре - из центральных музеев, в том числе из Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени Пушкина. В то время такие выставки путешествовали. Чтобы получить их, к слову сказать, Першина ездила к Фурцевой, министру культуры, на прием.
Она добивалась и того, чтобы попасть на прием к министру, и того, чтобы в Новокузнецк посылали лучшие выставки. И это с первого года существования музея! Ни сигнализации, ни вентиляции! За 6 месяцев 1962 года в музее было проведено 230 экскурсий, а посетили их 20 тысяч человек. Ровно через пять лет выставок было уже 27. За год. И число посетителей увеличилось вдвое.
Какие же замечания сделала та комиссия? Первое - выселить из подвала овощной ларек. А уже второе и следующие - установить вытяжную вентиляцию и решетки на окнах. Указали на отсутствие в коллекции произведений 20-30-х годов. Их стали приобретать чуть позже.
Выставки, как я уже сказала, в основном шли из центра. Лишь изредка из сибирских музеев. Например, в 1966 году из Новосибирского музея экспонировалась графика Фаворского. С 1965 года музей начинает проводить выставки сибирских художников, поскольку это искусство было еще не апробированным. Можете себе представить, сомневались - проводить или не проводить выставку Поздеева? А уж из новокузнецких художников в эти годы вообще никого не выставляли. Исключением стала Акцынова. Это была персональная выставка в честь 50-летия художницы.
Если говорить о первых изданиях, то надо вспомнить изданную в 1963 году книгу ленинградского искусствоведа Онуфриевой “Художники Кузбасса”. Сейчас это библиографическая редкость. В 84-м вышла книга Валентины Откидач под таким же названием. Издана была в Ленинграде. На мой взгляд, непревзойденная до сих пор книга о художниках Кузбасса. Написанная на высоком профессиональном искусствоведческом уровне и вместе с тем языком, понятным для широких масс.
Кстати, именно Откидач, работавшая тогда в нашем музее, огромные усилия прилагала, чтобы собрать искусство 20-30-х годов. Разыскивала коллекционеров, ездила к ним. Музею тогда редко дарили работы. Музей покупал произведения. Сегодня эта задача нерешимая.


Рубрика: История
Количество показов: 2745
Тема:  К 50-летию Новокузнецкого художественного музея
Автор:  Татьяна Тюрина

Возврат к списку

(Нет голосов)