Понедельник, 20 Мая 2019 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

15.07.2010

“Мы служили на благо искусства”

Мы продолжаем рубрику, посвященную полувековой истории нашего городского художественного музея. О том, чем был интересен музей в семидесятые годы, рассказывает научный сотрудник НХМ, в свое время прослужившая здесь в должности директора 17 лет, Альбина Степановна ШАДРИНА.
-Я пришла сюда в мае 1969 года и даже хорошо помню выставку, которая в то время была. Это была выставка московской художницы Разумовской. Директором в это время был Евгений Яковлевич Ермолаев, офицер в отставке. Ему было сорок с небольшим. За спиной у него была Ленинградская академия художеств. По образованию искусствовед. Благодаря ему сегодня музей гордится тем, что в коллекции есть три полотна Грабаря, ранний Поздеев и многое другое.
То время в музее отличается яркими выставками. Они приходили по линии Министерства культуры из Москвы, с республиканских и союзных выставок. Мы и сами искали возможности получить интересных авторов. Научный сотрудник Валентина Станиславовна Жерлицына часто бывала в Москве и договорилась с художницей Разумовской. Так горожане увидели ее работы. Роскошная выставка из Эрмитажа. Там не было Рембрандта, но художники его круга были. Был даже ученик Леонардо да Винчи с копией “Тайной вечери”. Я принимала эту выставку как главный хранитель. Водила экскурсии по ней. Поэтому она осталась у меня в памяти. Была чудесная экспозиция Нади Рушевой. Девочке было 17 лет... Просто очаровывали работы, посвященные Пушкину и Булгакову. А из собрания Третьяковки! Иконы XV - XVII веков. Тропинин, Кипренский, Федотов, Репин, Серов, Коровин...
Затем были великолепные репродукции западно-европейской живописи, которые предоставила Надя Леже, вдова французского художника. Они так искусно были исполнены, что специалисты не могли отличить их от оригинала, и поэтому требовалось от издателей, чтобы репродукция была или меньше, или больше  источника.
Такая политика продолжалась. Выставки современного искусства из Москвы тоже приходили, но народ современное искусство не понимал. Ему нужна была классика.
В 1973 году мы организовали народный университет культуры. К занятиям готовились основательно. Р азработанная программа начиналась с Египта, и так поэтапно люди проходили историю мирового искусства. И, надо сказать, 60-80 слушателей в зале было.
С лекциями мы ходили и на заводы, в учреждения, ПТУ. Я сама прочла их в горячих цехах КМК как минимум десять.
Это то, что касается просветительской деятельности. Большое внимание мы уделяли пополнению коллекции. Что-то присылали по линии министерства. Что-то выбирали на выставках и делали заказ. Есть такой художник Фолке Ниеминин. Сейчас он живет в Финляндии, а тогда жил в Ленинграде. С Валентиной Андреевной Откидач мы были у него в мастерской, но картин там не было. Все на корню скупалось. А на одной из выставок, пришедшей к нам, встретили его  прекрасный “Северный натюрморт”. Я сделала заявку на это произведение в дирекцию Союза художников, и после выставки мы его получили.
Как-то на выставку частного коллекционера Невзорова пришел Владимир Николаевич Ситько, бывший тогда председателем горисполкома. Он был с заведующим отделом культуры Виталием Тихоновичем Ягодницыным. Я поводила их по залу, потом привела в свой кабинет.
- Говорите о своих проблемах, Альбина Степановна, - сказал мне Ягодницын.
И я начала перечислять все наши беды - и тесноту, и отсутствие денег на заказы картин. Ситько слушал молча, опустив голову. А через несколько дней в понедельник, мой выходной, позвонила секретарь Ситько и сказала, что он будет со мной говорить.
- На Кирова есть третий дом, рядом с Домом книги. Посмотрите первый этаж. Подойдет он вам? - сказал он.
И закрутилось. Подключили “Кузбассгражданпроект” и перепланировали помещение под музей. И пока эта подготовка шла, а это было с 1978 по 1981 год, мы с Откидач ездили в Москву и Ленинград, в мастерские к художникам и к родственникам-наследникам. И приобретали произведения искусства. Деньги перечислял горисполком. Все, что мы приобрели в то время, сегодня это классика второй половины ХХ века. Музей в этот год получил несколько квартир.
Еще я могу сказать, что музей много сделал для пропаганды наших городских художников. У многих из них не было специального образования. Но они были видные, их имена были известные. Мы стали устраивать персональные выставки к их юбилеям. Кадышев, Ананьин, Бачевский, Елагин... Они были чрезвычайно благодарны. Любили наш музей и приходили часто не только на вернисажи. В конце выставки устраивали обсуждения. И всегда музей с этих выставок покупал картины в свою коллекцию.
Считаю, что в 1970-е годы музей служил на благо искусства. Мы многое сделали для просвещения горожан и той художественной культуры, которая до настоящего времени сохраняется.


Рубрика: Культура
Количество показов: 2050
Тема:  К 50-летию Новокузнецкого художественного музея
Автор:  Татьяна Тюрина
Рейтинг:  3.44

Возврат к списку

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)