Понедельник, 20 Мая 2019 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

23.09.2010

“Думаю, кто же это? А это Сергей Юрский”

Мы продолжаем рассказ об истории Художественного музея. Сегодня мы вспоминаем с научным сотрудником Альбиной Степановной Шадриной время восьмидесятых, когда музей переехал на улицу Кирова в роскошное по тем временам помещение. Альбина Степановна была директором музея на протяжении семнадцати лет, и, как свидетельствуют сотрудники, работавшие в те годы, она много сделала для того, чтобы этот переезд состоялся.
Итак, восьмидесятые. Чем интересен этот период в жизни музея?
-Мы вчера беседовали с Ларисой Георгиевной Даниловой. Она у нас начинала работать в конце семидесятых. Очень многое с ней вспомнили и пришли к заключению, что конец семидесятых-первая половина восьмидесятых годов - это время музейного взлета. И в течение следующих двадцати лет музей многое растерял.
Двадцатилетие музея мы отмечали уже в новом помещении в июле 1981 года. К этому времени музей накопил уже очень много произведений искусства по разным разделам: дореволюционное, живопись начала двадцатых-сороковых годов, социалистический реализм пятидесятых-семидесятых. Поступали в коллекцию произведения крупнейших художников, представлявших восьмидесятые годы. Так что музей открывался достаточно серьезной экспозицией. И все музейщики только радовались этому.
Надо сказать, что именно на рубеже семидесятых-восьмидесятых складывалось профессиональное ядро сотрудников. Это были люди, пришедшие в музей не по прихоти каких-то жизненных обстоятельств, а действительно из любви к искусству. Я даже перечислю их. Ну, конечно, Валентина Андреевна Откидач на протяжении всего времени оставалась ведущим сотрудником. Пришла Людмила Ивановна Бендас, затем Татьяна Михайловна Высоцкая, Галина Степановна Иванова. После них Лариса Георгиевна Данилова, Людмила Петровна Кайгородцева, Ольга Михайловна Галыгина. В конце семидесятых начала работать в музее Тамара Анатольевна Бычкова. Вот ядро, которое составляли надолго задержавшиеся у нас музейные работники. В это время почти все они получали второе, искусствоведческое образование.
Мне хочется сказать о роли Ларисы Георгиевны Даниловой. Диплом защитила на отлично. Комиссия отметила ее удивительное умение мыслить философскими категориями. Ее оставляли в аспирантуре университета, но она вернулась к нам. Коллеги отдавали должное ее умению анализировать произведение. Она это делает дотошно и интересно. Защищала курсовую по натюрморту Грабаря “Дельфиниумы”. И натюрморт у нас в музее, и научная работа Даниловой тоже. До сих пор наши сотрудники к ней обращаются.
В восьмидесятые годы мы продолжали традицию наших городских выставок. Провели персональные выставки Паршукова, Бачевского, Левченко, Александры Холодовой и ее супруга графика Александра Холодова. Городские выставки проходили ежегодно. Отмечали праздники, связанные с основными производственными профессиями нашего города, - День металлурга, шахтера. К таким событиям устраивали выставки.
В то время мы как-то сумели не потерять связь с крупнейшими музеями страны. Так, в 80-м году еще в старом здании экспонировались сокровища из Третьяковской галереи. За два с лишним месяца эту экспозицию посетили более ста тысяч человек. Принимали мы также выставки из других городов. И каждый раз мы что-то приобретали для музея. Кроме того, какую-то работу художник дарил. Это стало традицией.
С Русским музеем у нас была достаточно активная связь. Большим событием стала выставка из Русского музея в 1984 году.
Продолжал работать наш университет культуры. В новом здании появилось для этих занятий большое помещение с сиденьями на сто мест. Людмила Ивановна Бендас в один прекрасный день привела в музей Анатолия Берестова. В 1981 году по линии Министерства культуры мы получили кабинетный рояль. Анатолий Берестов опробовал его, пригласил настройщика. Анатолий всегда с удовольствием у нас играл и приводил других музыкантов. Соединение музыкальных концертов с лекциями о великих художниках привлекало публику.
В общем, художественная жизнь музея была наполнена. Укреплялась и материальная база. В 1982 году из Чернигова получили автобус “Кубань”. Мы постоянно выезжали в организации, на заводы. Людмила Ивановна Бендас, например, любила ездить по селам. Есть фотография, где она читает лекцию дояркам. В те годы мы получили пять квартир. И научные сотрудники, и наш шофер. Всегда с благодарностью я вспоминаю Владимира Николаевича Ситько.
Очень дружны мы были и с “Кузнецким рабочим”. Причем писали о музее не только журналисты, активными авторами были и сотрудники музея.
Тесная связь была с телевидением. Художники приходили в музей не только на вернисажи, а просто на огонек.
А какие замечательные посетители у нас были! Дипломаты. Артисты московских театров. Как-то водила я экскурсию для артистов Театра Моссовета. И вот беседую с каким-то актером. Голос у него до боли знакомый. Я на него смотрю и пытаюсь вспомнить: кто же он. А это Юрский. Боже мой!
Мне приятно вспоминать те годы, поскольку наш музей жил тогда напряженной духовной жизнью.


Рубрика: Культура
Количество показов: 2741
Тема:  К 50-летию художественного музея
Автор:  Татьяна Тихомирова
Рейтинг:  3.3

Возврат к списку

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.3)