Пятница, 19 Июля 2019 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

11.11.2010

В науке нашли спасение

Продолжая рубрику, посвященную золотому юбилею Новокузнецкого художественного музея, с заместителем директора НХМ по науке ведущим искусствоведом Ларисой Даниловой мы вспоминаем сегодня девяностые годы.
- Но мне хотелось бы начать с конца восьмидесятых, потому что именно в это время было заложено несколько очень важных инициатив. Конец восьмидесятых - это время, когда музей, как и многие учреждения культуры во всей стране, переживал не лучший период, связанный с перестройкой в стране. И потому наш музей прожил этот период не без каких-то, иногда даже революционных изменений. Мы искали те пути, которые помогли бы нам не просто выжить, а жить полноценной жизнью.
Очень большую роль здесь сыграла активизация научной работы. Мы попытались более глубоко осмыслить проблемы развития музея.
Впервые за всю историю музея, который всегда воспринимался в первую очередь как просветительское учреждение, были определены и разделены между сотрудниками научные темы. Они были связаны с изучением коллекции музея и местной художественной жизни.
Скажем, моя тема - история художественной жизни Новокузнецка. Тамара Анатольевна Бычкова занялась в буквальном смысле с нуля историей иконописи в Кузнецке. Ольга Михайловна Галыгина заинтересовалась декоративно-прикладным искусством. Людмила Петровна Кайгородцева увлеклась темой эстетического воспитания.
В первые же годы после того, как были распределены научные темы, работа начала давать плоды. Ольга Михайловна Галыгина уже в 87-м году провела выставку “Декоративно-прикладное искусство города”. Тамара Анатольевна Бычкова в 88-м (в год тысячелетия крещения Руси) организовала первую выставку икон. Это еще не были иконы из собрания музея. Бычкова работала с коллекционерами. И в экспозиции были иконы из их коллекций.
Это только некоторые примеры. Возобновилась работа по составлению каталогов. Вышли каталоги русского и советского искусства до 40-х годов. Замечательный каталожек по серебряным окладам. Небольшая книжечка по рукописной книге собрания музея.
То есть мы открывали в коллекции то, что впоследствии стало украшением постоянной экспозиции. Более глубокое изучение своего направления дало результаты и в области эстетического воспитания детей. В 89-м году у нас прошла Всесоюзная конференция, посвященная программе знаменитого художника и педагога Бориса Неменского с его непосредственным участием. Это, конечно, было событием не только в музейной жизни, но и в городе. Людмила Петровна Кайгородцева, которая занималась этой темой и организовывала конференцию, как человек удивительно целеустремленный, добивалась максимальных результатов.
Изменился и характер выставочной работы. Если до этого выставки местного искусства были либо городскими (до открытия Дома творческих союзов), либо юбилейными, то начиная с 86-го года, проводились персональные выставки по тем временам молодых художников Александра Бобкина, Виталия Карманова, Владимира Опары.
Кроме того, мы стали принимать выставки не только из центральных музеев, но и приглашать художников из других сибирских городов. В 93-м году мы реализовали проект “Современная сибирская живопись”, в котором приняли участие лучшие художники Сибири. Все это отразилось на комплектовании музейной коллекции. Именно в середине восьмидесятых и по настоящее время необычайно вырос в музейной коллекции раздел художников Новокузнецка. И некоторые авторы, как мы считали, наиболее яркие, в нашем музее обрели нечто вроде монографических коллекций. На сегодняшний день у нас больше сотни произведений Бобкина, столько же Бачевского, Карманова, Холодова.
Кроме того, изучение истории художественной жизни Новокузнецка позволило восполнить те разделы (30-40-х гг.), которых мы даже не могли коснуться.
Конечно, усилилась работа с местным искусством во многом потому, что не было денег, чтобы продолжить закупку произведений ведущих мастеров страны. Музей от этого, конечно, в чем-то проиграл. Но во многом и выиграл. Я думаю, что это осознание музея не только как просветительской, но и научной организации позволило уже в конце девяностых - начале 2000 года перейти к совершенно новым формам работы.
Скажем, проект Татьяны Михайловны Высоцкой “Томь. 2000 лет на берегу” охватил не только художественный, но и исторический пласт. Лариса Николаевна Ларина провела цикл выставок, посвященных искусству Южной Сибири. К нам стали с удовольствием приезжать художники из других городов. Я считаю, что этот период был чрезвычайно плодотворным.


Рубрика: Культура
Количество показов: 1871
Тема:  К 50-летию Новокузнецкого художественного музея
Автор:  Татьяна Тюрина

Возврат к списку

(Нет голосов)