Понедельник, 20 Мая 2019 года
Издаётся с марта 1930 года
Публикации

16.11.2010

“Я хотела понять логику развития”

В предыдущем интервью искусствовед Лариса Георгиевна Данилова рассказала о жизни музея в годы перестройки, об инициативах и направлениях творческой деятельности научных сотрудников музея. Одним из направлений стало изучение художественной жизни города, которым занималась и занимается заместитель директора музея по науке Лариса Данилова. О том, как строились отношения с художниками, мы и попросили ее рассказать.
- Когда я пришла в музей, то поняла, что это собрание не только сотрудников, но и художников, с которыми здесь дружили всегда. Наверное, изначально на первый план здесь выходила работа с центральными музеями, с “громкими” выставками. Тем не менее мы всегда сотрудничали с городскими художниками. И в закупочной комиссии обязательно присутствовал кто-то из них.
Но меня при всем этом не устраивали, не хочу говорить грубо, какие-то личные пристрастия.
- Субъективизм?
- Да, но в конце концов я пришла к выводу, что только субъективизм помогает какому-то очень активному, заинтересованному отношению к искусству. У меня никогда не было каких-то особо теплых отношений с художниками. Я хотела сохранить некоторую независимость.
Чтобы понять, что происходит в данный момент в искусстве, я начала изучать историю художественной жизни области. Мне хотелось понять логику развития, цену каждого этапа. Для того, чтобы, при всем субъективизме, опираться на знание неких закономерностей. При этом, конечно, любимыми художниками у меня были люди моего поколения. И меня многие упрекали в наличии любимчиков. Но, наверное, это было неизбежно. Я на протяжении всей своей жизни пронесла привязанность к достаточно ограниченной группе художников. Это Бобкин, Карманов, Суслов, Башарина, Бессонов. Я с удовольствием работала и с другими художниками, но мне было сложнее их почувствовать.
Когда я сталкиваюсь на выставке ли, в мастерской ли с художниками другого поколения, то, понимая свою ограниченность, стараюсь понять их. Я уже, может быть, не столь категорична, не столь уверенна в своих суждениях.
- Музей хранит работы местных художников. Это значит, он показывает их уровень? Или местные авторы, работы которых берутся в коллекцию музея, достойны музейного уровня? Ведь уровень музея на несколько порядков выше, чем какой-нибудь зал, где могут экспонироваться и проходные выставки.
- Меня очень волнует эта тема. Когда я пришла в музей, было три человека, которые помогли мне стать музейным сотрудником. Это Альбина Степановна Шадрина, Нина Владимировна Брагина и Валентина Андреевна Откидач. Они в разных областях помогли усвоить чувство ответственности, понимание высокой значимости музея, какой-то безусловной ценности того, что представляет собой музей.
Со временем я поняла, как сложно происходит становление музея, который, по сути, возник на пустом месте и должен быть передаточным звеном между высоким искусством, которое создается где-то, и неразвитой в художественном отношении городской средой. Он - передаточное звено в том плане, что не осваивает какие-то, пока еще неизвестные, художественные ценности. Он берет, пользуется и пропагандирует те ценности, которые были кем-то освоены. На самом деле, этот путь ведет к превращению музея в некое усредненное музейное учреждение.
Где-то в конце восьмидесятых я поняла, что моя задача - самостоятельное изучение, осмысление, самостоятельный отбор ценностей. Это то, что делает человека настоящим искусствоведом. И работа с местными авторами - как раз то, чем должен заниматься музей. Конечно, если бы у нас в собрании находились только шедевры, это было бы плюсом музею. Тем не менее именно работа с местным искусством, его комплектование делает музей музеем. Оригинальным, неповторимым, единственным.
В свое время Иван Цветаев, как мы знаем, создал музей на основе копий классического искусства, который сейчас называется Музеем изобразительного искусства имени Пушкина. Наверное, тогда тоже была очень актуальна проблема просвещения. Но чем стал музей Пушкина сейчас?!
Залог развития каждого музея заключается в том, что он самостоятельно отбирает, изучает и художественный процесс, и историю искусства для того, чтобы создать свою неповторимую коллекцию и этим обрести свое неповторимое лицо.


Рубрика: Культура
Количество показов: 2024
Тема:  К 50-летию Новокузнецкого художественного музея
Автор:  Татьяна Тюрина
Рейтинг:  3.2

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.2)