Досуг

Щёки – Базыбай – Жаровск. Сплав по Казыру

В это лето решили далеко не ездить. Обилие текущих дел держало и не позволяло выкроить даже двух недель, поэтому решили ограничиться 10-дневным походом на саянскую реку Казыр.
В его нижнем, доступном любому транспорту, течении мы бывали неоднократно, где и слышали рассказы о его диких верховьях. В какой-то момент это сработало, и мы решили сходить в порожистые и, по слухам, рыбные верховья  Казыра.
Костяк участников, четыре человека, сложился давно, но для сплава по реке 5-й категории сложности необходимо минимум два судна с экипажами: мало ли что в пути возможно, все факторы риска нужно оценить и минимизировать. В результате с трудом укомплектовались семью участниками; несколько потенциальных участников по разным причинам снялись, и в итоге вместо конкуренции за право участия, мы получили недокомплект.
То ли это возраст, то ли текущая экономическая обстановка, то ли мокрая погода? Не знаю, но в итоге команда одного катамарана составила всего 3 человека, правда, исключительно опытных, почти с двумя десятками лет опыта хождений по рекам, включая и пятую категорию сложности. Так недостаток количества был компенсирован качеством участников.
Добрались поездом до Абакана, где организаторы ждали нас на двух  автомобилях с прицепами, на которых были глиссеры “Пиранья”, изготовленные в Иркутске. Быстрый переезд и  перегрузка  на глиссеры в поселке Жаровск, доброе общение с колоритным местным старожилом Сергеем Дмитриевичем Котельниковым, его напутствие в дорогу.
В итоге к 16 часам мы были уже перед вхождением в каньонный участок  реки с названием “Щеки”. Далее решили не идти, отсюда предстоял сплав в 130 километров, чего было вполне достаточно. Глиссеры скользят по реке быстро, но основные участки реки нам рассмотреть и оценить удалось. Несколько сложных порожистых участков разделены протяженной спокойной и живописной рекой, известный своей сложностью  порог Базыбай глиссеры преодолели с минимальным напряжением, а через несколько дней и нам предстояло быть здесь на катамаранах.
Погода располагала, мы взялись за монтаж катамаранов, далее был ужин, вечер у костра, комфортная ночевка и ранний подъем. Утром в 10 часов мы уже начали сплав.  Погода изменилась и держала в напряжении: чередующиеся залпы дождя с порывами встречного ветра немного компенсировались периодически выглядывающим из-за облаков солнцем. Похоже, все лето в ближней к нам части Сибири в этом году было таким.
К вечеру, пройдя достаточно сложный  порог  “Ворота”, остановились у притока Верхний Китат, где стоят три охотничьи избушки. Комфортное место, теплый вечер, обилие грибов,  более всего боровиков, тут мы решили сделать дневку.  Вокруг сновали бурундуки, явно привыкшие к человеку, рассчитывая на свою часть походной трапезы, в чем мы их не разочаровали.
084_06_2017.jpgСледующий день выдался солнечным, у нас возникло желание даже искупаться, после чего грелись чаем из лесных ягод, обильно растущих на берегах. Барометр шел вниз, предвещая дождь на следующий день, когда нам предстояло идти к Базыбаю. Так все и вышло, однако, большого дождя не случилось, и к 16 часам мы уже подошли к Базыбаю, осмотрели его внимательно с разных точек,  соизмеряя видимое с нашими возможностями “чайников”.
Неслаженность экипажей давала только одну возможность прохождения порога: это полная разгрузка катамаранов, обнос всей поклажи левым берегом на омут ниже порога и прохождение его налегке — так судном много легче управлять. Об ошибках прохождения порогов, включая и этот самый, в Интернете сюжетов выложено немало. Мы их внимательно изучили, чтобы не повторять. Наметили места страховки, сработали по плану, и в итоге оба судна успешно преодолели порог. Моему брату Вове пришлось дважды совершить прохождение, восполняя недокомплект экипажа нашего катамарана.
Встали на ночевку, комфортно выспались  у красивейшего запорогового омута, окруженного живописными скалами. На следующий день опять был дождь и сильный встречный ветер, но недолгий переход до реки Рыбная, не дал нам сильно замерзнуть. Здесь решили сделать еще одну дневку, увидев прямо у устья хорошо обжитую стоянку, которой и воспользовались.
На реке Рыбной белых грибов оказалось куда больше, чем рыбы, что нас нисколько не расстроило. Здесь же впервые выпал и морозный утренник, катамараны и палатки покрылись к утру коркой льда, который  растаяв уже до обеда, преобразил холодный утренник в теплый солнечный день. В подобных путешествиях многое завязано на погоду и костер, ведь кто-то должен его сделать, невзирая на любую погоду, на этот случай есть легкий тент, который всегда прикроет от хлябей небесных, главное его не прожечь. Тем не менее в одно утро, уже на последнем дне сплава, мы осознанно пожертвовали горячим завтраком для экономии времени, опасаясь дождя на реке, снова грозившего нам из обложивших горизонт туч.
За много лет подобных путешествий накопили достаточный опыт организации походной кухни, поэтому однообразием питания не страдали. Рыба, приготовленная в четырех видах, рагу с белыми грибами, борщ, солянка, спагетти с сыром, чаи с местными таежными добавками. Вкусно, разнообразно, но не избыточно, учитывая немалые походные физические нагрузки.
Отмечу  и такую необычность Казыра, как множество красивых камней на его берегах, это я заметил еще во время первых, “докатамаранных”, путешествий сюда. Необычное сочетание цветов казырских камней завораживает: хочется привезти домой их целую коллекцию.
Юрий Буланов. Фото автора.