Экономика

“Чек-Су”: ради экологии готовы к дополнительным тратам

Восемнадцатого мая “Кузнецкий рабочий” опубликовал статью координатора организации “Благоприятная среда — основа жизни” Бориса Панова о необходимости проведения в Междуреченске референдума по вопросу разработки Усинского месторождения марганца. Борис Панов — один из эко-активистов, выступающих резко против самой идеи разработки. В своем материале он полемизирует с технологами Германом Серовым, Владимиром Мизиным и Виктором Дашевским, которые ранее высказались в “Кузнецком рабочем” за создания производства марганца на базе Усинского месторождения.
“Для пущего драматизма в описании сложившейся ситуации авторы статьи припомнили, как в первой половине Великой Отечественной войны линия фронта отрезала нашу металлургию от месторождений на Украине и в Закавказье, из-за чего пришлось с неимоверными трудностями начать добычу марганца на Урале”, — пишет Борис Панов.
Стоит отметить, что эксперты не пытались нагнетать атмосферу, а привели исторические факты. Трудно не согласиться с тем, что в сложившихся экономических и политических реалиях полностью полагаться на зарубежные поставки, не пытаясь изменить ситуацию, глупо и опасно. 
Сейчас у нас есть возможность провести дополнительные экспертизы, тщательно рассмотреть проект еще до его реализации, благо все результаты экспертиз есть в открытом доступе, а “Чек-Су” регулярно проводит открытые общественные обсуждения и информирует жителей Кемеровской области о каждом предпринятом шаге. Не нужно быть экологом, чтобы понимать: в случае прекращения поставок марганца из-за рубежа у России не будет другого выбора, кроме как спешно организовать его добычу. Вряд ли такой скороспелый проект будет безопаснее того, который предлагает сейчас “Чек-Су”.
Борис Панов предостерегает: дело, обещающее большой доход, может принести еще и огромные экологические потери. Только какой же доход может принести бизнес, ведущий к огромным экологическим потерям? В случае превышения допустимых норм в пробах предприятие будет оштрафовано, а затем его обяжут устранить причину нештатной ситуации и возместить ущерб, нанесенный природе. При серьезном превышении норм производство будет остановлено. В случае “Чек-Су” это повлечет за собой остановку завода в Хакасии в связи с прекращением поставок сырья с Усинского ГОКа.
И если зашла речь о бизнесе, то должен заметить: в “Чек-Су” очень серьезно относятся к вопросам здоровья населения и защиты окружающей среды еще и потому, что неэкологичный бизнес-проект нерентабелен. Компании выгодно потратиться на дополнительные исследования и внедрить безопасные технические решения, что она и делает.
“Пока что нам никто толком не доказал, что разработка марганца в верховьях Усы не приведет к потраве жителей и природы региона оксидами марганца и других тяжелых металлов, присутствующих в марганцевых рудах”, — отмечает Борис Панов, откровенно лукавя: проект “Чек-Су” рассмотрели в Главгосэкспертизе РФ, экологи ШАНЭКО - одной из ведущих российских компаний в области экологии, сотрудники Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава России и эксперты АНО “Окружающая среда — риск — здоровье”. Заключения всех этих специалистов совпадают: проект отвечает всем требованиям безопасности. С результатами их исследований можно ознакомиться онлайн.
“По данным рыбаков, которые рыбачат на реках Уса и Томь, уже сейчас, до начала работ на горно-обогатительном комбинате Усинского месторождения, в улове попадаются рыбы-мутанты, а загрязненность подземных и поверхностных вод превышает допустимые концентрации в разы”, - продолжает Борис Панов, упорно игнорируя результаты исследований и тот факт, что у “Чек-Су” нет никаких причин скрывать факт загрязнения сейчас, до начала разработки месторождения. Ведь таким образом компания подставила бы саму себя и лишилась бы возможности доказать, что не виновна в загрязнении окружающей среды.
Немного странно читать о рыбаках, на постоянной основе ловящих рыб-мутантов в загрязненной реке посреди глухой тайги и регулярно проводящих химический анализ подземных (!) и поверхностных вод, данные о результатах которых почему-то не приводит Борис Панов в своей статье. Далее, вопреки вышеприведенным высказываниям, Борис Панов признается, что знаком с выводами экспертов ШАНЭКО. “Но при всем уважении к труду специалистов назвать их работу независимой экспертизой нельзя. Ведь её финансировала компания “Чек-Су”, а не органы власти и не общественные экологические фонды”, — отмечает он.
ШАНЭКО — компания, работающая с 1992 года и проводящая исследования по всей России и в странах СНГ. Компания дорожит своей репутацией и не имеет причин подыгрывать кому бы то ни было, так как оплата услуг не зависит от вынесенного решения, что оговаривается договором.
Борис Панов сомневается, что меры безопасности на Усинском ГОКе в силу его удаленности будет контролировать кто-либо еще помимо самого предприятия. Оно, разумеется, будет их контролировать. Это в его интересах так же, как проведение дополнительных экспертиз сейчас. Как мы видим по их количеству, “Чек-Су” вполне готова идти на дополнительные траты для защиты окружающей среды. Но экоактивист не может не знать о деятельности таких организаций, как Росприроднадзор, Ростехнадзор и Роспотребнадзор. Проверки регулярно проходят уже сейчас, хотя объект еще не построен. Разумеется, уполномоченные представители имеют доступ к площадке будущего ГОКа и всей территории месторождения. Как настоящему экологу не знать о порядке проведения мероприятий государственного контроля, в том числе планового и по жалобам граждан, с помощью которых они могут реализовать и защитить свои экологические права?
В заключение Борис Панов сетует, что простых граждан не пускают на огороженную территорию будущего объекта. Но сотрудники “Чек-Су” всего лишь соблюдают технику безопасности: посторонним не место на стройке и тем более на промышленном объекте.
Выражаем надежду, что “Кузнецкий рабочий” для объективности дискуссии опубликует наши аргументы. В свою очередь, мы готовы ответить на каждый возникший у читателей, редакции или экологов вопрос.
Георгий Рамзайцев, председатель совета директоров “Чек-Су”.
От редакции.
Думается, Борису Панову, координатору региональной организации экологов “БСОЖ”, будет что ответить на это письмо, пришедшее в редакцию из компании “Чек-Су”. Но прежде будет не лишне воспроизвести здесь несколько цитат из видеообращения, с которым обратился к кузбассовцам и участникам научно-практической конференции по Усинскому проекту (прошла в Новокузнецке 27 декабря прошлого года) член-корреспондент РАН, доктор биологических наук и известный общественный деятель Алексей Яблоков.
“Сейчас в Кемеровской области более 25 процентов проб воды из природных водоемов не соответствуют нормам безопасности по химическим показателям. Подземные и поверхностные воды региона характеризуются повышенным содержанием марганца. По данным государственных докладов о состоянии окружающей среды и санитарному эпидемиологическому благополучию, в Томи, выше и ниже Междуреченска, среднегодовые концентрации марганца в разы превышают нормы. В прошлом году (2014 г. — Прим. “КР”) среднегодовая содержания марганца в Томи у Новокузнецка в 10 раз превышала безопасный уровень, а разовые пробы — в 19 раз. В Усе среднегодовое содержание марганца было превышено в 3 раза. В государственном докладе о состоянии окружающей среды Кемеровской области в 2014 году написано: в Усе наибольшую долю в общую оценку степени загрязненности воды вносят железо и марганец”.
Далее профессор Яблоков посетовал на неполноту современных знаний и несовершенство российского законодательства. Оно, к сожалению, оставляет в стороне вопрос о строительстве предприятий, сбросы которых могут добавлять некоторую долю специфичных загрязнений к уже нарушенному самой природой безопасному уровню этих опасных веществ в водоеме. 
“В обстоятельном экспертном заключении, которое опубликовано компанией “Чек-Су” для всеобщего сведения (в чем они, безусловно, молодцы), утверждается, что шесть изученных соединений марганца не растворимы в воде и потому опасность увеличения содержания марганца в Усе и Томи отсутствует. Вопрос к уважаемым экспертам: как же они объясняют повышенное природное содержание марганца в Усе и Томи и других водоемах области? С научной точки зрения ответ ясен: раз в воде так много марганца, значит какие-то его соединения растворимы. Если марганец попадает в реки из нетронутых рудных тел, то ясно, что при разработке месторождений он будет попадать в водоемы обязательно и в больших количествах…”
Георгий Рамзайцев, Экономика 07 Июн 2016 года 4498 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.