Экономика

Чем могут ответить кузнецкие металлурги на западные санкции?

124_03_2014.jpgСейчас в средствах массовой информации много пишут и говорят о санкциях Запада против России, а также о путях их преодоления. При этом, к сожалению, мало кто вспоминает о том, как снималась острота подобных проблем в прошлом. А ведь когда-то эмбарго, вводимые США и их союзниками, постоянно “сопутствовали” отечественной экономике, да только нет худа без добра - в стране накоплен ценный опыт успешного противодействия санкциям, о чем, на мой взгляд, не следует забывать сегодня.

Вспоминаю времена Суэцкого кризиса, возникшего в конце 50-х годов прошлого столетия, когда в ответ на поддержку Египта в арабо-израильской войне западные страны ввели против Советского Союза экономические санкции. Наиболее болезненным из них было прекращение поставок энергетического оборудования для сооружаемой с нашей помощью мощной Асуанской гидростанции. Для изготовления такого оборудования на отечественных заводах требовались специальные стали и лигатуры, которые наши металлурги не выплавляли.

В Министерство черной металлургии были вызваны технические руководители Кузнецкого ферросплавного, Челябинского и Верх-Исетского металлургических заводов, перед которыми была поставлена задача в кратчайший срок организовать производство такой металлопродукции. На Кузнецком ферросплавном заводе была создана группа специалистов под научным руководством доцента Сибирского металлургического института Николая Толстогузова. Вместе с Германом Серовым, Владимиром Мизиным, Николаем Молчановым и другими специалистами мне довелось разрабатывать технологию выплавки высокочистой кремниевой лигатуры, не уступающей по качеству лучшим зарубежным образцам. На базе этой технологии на Челябинском и Верх-Исетском металлургических заводах было организовано производство электротехнической стали с мелкокристаллической наноструктурой, из которой на ленинградском заводе “Электросила” были изготовлены генераторы и силовые трансформаторы для Асуанской, а также для наших Братской и Красноярской гидростанций.

Несколько позже, во время Карибского кризиса, на Советский Союз западными странами были наложены очередные санкции — на этот раз направленные против создаваемого аэрокосмического комплекса. Ответ последовал незамедлительно, в том числе со стороны Кузнецкого металлургического комбината, на котором Борис Жеребин, Николай Фомин, Петр Данилов, Николай Краснорядцев и другие опытные специалисты разработали и освоили выплавку высокопрочных низколегированных сталей, необходимых космодрому Байконур, а также для изготовления оборудования стационарных и мобильных ракетно-пусковых установок. Поняв, что воздвигнутый барьер лишь укрепил экономический потенциал и престиж Советского Союза, Запад был вынужден отменить санкции, а вскоре был подписан важный договор о противоракетной обороне.

Однако вернемся из полувекового прошлого в настоящее время, когда из-за украинского кризиса США и страны Евросоюза развернули против России санкционную истерию, непрерывно расширяя и распространяя ее на высокотехнологичные секторы нашей экономики. И этому есть вполне логичное объяснение. Россия не входит в категорию стран-“супертяжей”, каким был Советский Союз. Будем надеяться, что со временем она достигнет экономических кондиций, достойных статуса правопреемницы СССР, но сегодня Россия довольно слаба и уязвима. Обретя политический суверенитет, она в то же время стала более зависимой от других стран и в области высоких технологий и, как ни странно, по части некоторых видов сырья, из которого производится стратегически важная продукция. Чтобы не быть голословным, остановлюсь на близкой мне, как электрометаллургу, марганцевой проблеме.

После развала Советского Союза Россия лишилась марганцерудной базы, так как наиболее крупные и богатые месторождения оказались в Грузии (Чиатурское) и Украине (Никопольское). В этих же государствах остались крупнейшие заводы (Зестафонский, Запорожский и Никопольский), выпускающие марганцевые сплавы, в том числе стратегически важные металлический марганец, средне- и малоуглеродистый силикомарганец, без которых невозможно получение высокотехнологичной металлопродукции, особенно для военно-промышленного комплекса. При том уровне отношений, что сложились у России с постсоветскими государствами, жаждущими “интегрироваться с Западом”, включение Грузии и Украины в санкционную войну и прекращение поставок нам стратегически важных сплавов вполне объяснимо.

По-моему, кузнецкие металлурги в состоянии дать достойный ответ на “марганцевый” шантаж.

Во-первых, наши ученые обладают достаточными знаниями в этой области. Вспомним, что технология получения металлического марганца, мало- и среднеуглеродистого силикомарганца разрабатывалась на кафедре электрометаллургии Сибирского металлургического института (ныне СибГИУ), где ее сотрудники Ирина Рожихина и Ольга Нохрина продолжают совершенствовать далее технологический процесс.

Во-вторых, наши производственники обладают практическим опытом получения подобных сплавов. В частности, в научно-техническом центре Кузнецкого ферросплавного завода, где мне пришлось работать, специалистами Иваном Кашлевым, Андреем Бондаревым, Владимиром Брыляковым экспериментально показана возможность их получения из местных и казахстанских руд. Получено заключение от судостроительных заводов Петербурга и Северодвинска о пригодности этих сплавов для изготовления корпусов атомных подводных лодок.

В-третьих, наши конструкторы и проектировщики также имеют опыт в этой области. В том же научно-техническом центре на основе ранее проведенных экспериментов Эдуардом Шкрабовым и Михаилом Долиным выполнен проект промышленной однофазной печи с нижним токоподводом и возможностью работы как на переменном, так и на постоянном токе, что позволяет расширить номенклатуру выплавляемых сплавов путем введения щелочных и редкоземельных металлов. В институте Сибирский промстройпроект под руководством Татьяны Шелтуновой и Александра Ноженко на базе недостроенного Красноярского завода “Тяжмаш” спроектирован цех по производству ферро- и силикомарганца. Мне пришлось давать экспертную оценку этому проекту, который выполнен на высоком профессиональном уровне, а предусмотренное оборудование при некоторой доводке позволит выплавлять также специальные марганцевые сплавы.

В-четвертых, на базе литейного цеха бывшего Кузнецкого металлургического комбината уже пущен и успешно осваивается мини-завод по производству силикомарганца, который при соответствующей доработке оборудования мог бы производить мало- и среднеуглеродистые марки.

В-пятых, сохранилась еще хотя и небольшая, но действующая марганцерудная база в дружественном нам Казахстане (Атасуйский и Жайремский рудники). Выявлены проявления относительно богатых руд как в Кузбассе, так и в соседних Алтайском и Красноярском краях, однако они требуют детальной доразведки. Для ее ускорения и координации желательна помощь со стороны полномочного представителя президента по Сибирскому федеральному округу Виктора Толоконского, знакомого с этой проблемой.

Может возникнуть естественный вопрос: откуда взять средства для выполнения вышеупомянутых предложений? Отвечаю, что в свое время руководитель российского военно-промышленного комплекса Дмитрий Рогозин обещал солидные гранты предприятиям, осваивающим новые стратегически важные материалы и изделия.

На днях Госдума в первом чтении приняла закон о компенсации физическим и юридическим лицам, пострадавшим от санкций, что вызвало естественное недовольство рядовых граждан, реально ощущающих на себе их последствия (рост цен на продукты питания, девальвация рубля). В этих условиях более рационально направить финансовую помощь предприятиям, готовым к выпуску импортозамещающей продукции, в том числе упомянутых марганцевых сплавов. Предлагаю нашим депутатам выступить с такой инициативой при втором чтении законопроекта в Госдуме.

Валентин Волченков (фото из архива)

Юрий Канаев, почётный ветеран ОАО “Кузнецкие ферросплавы”, инженер-электрометаллург, советник Российской инженерной академии Экономика 29 Окт 2014 года 3653 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.