Экономика

Есть ли “точки роста” у кузнецкой металлургии?

На последнем Гайдаровском форуме много говорили о “точках роста”, звучало это выражение и в выступлениях президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева. Применительно к экономике сегодняшней России термин, позаимствованный, если не ошибаюсь, у биологов и математиков, означает выборочные приоритеты развития — перспективные направления, способные дать быстрый положительный результат в кризисных условиях.
В экономический лексикон это выражение вошло совсем недавно, но сам подход, который оно подразумевает, не явился открытием для кузнецких электрометаллургов. Они еще 5 лет назад нашли свою “точку роста”, а именно: организовали по собственной инициативе производство востребованных марганцевых сплавов в заброшенном литейном цехе Кузметкомбината. И, что особенно важно, обеспечили при этом полное улавливание марганцесодержащей пыли с эффективностью 99,6 процента, её окомкование и повторное использование в составе шихты. Эта пыль буквально дорогого стоит, что лишний раз подтверждает парадоксальную, на первый взгляд, мысль: беречь окружающую среду — экономически выгодно.
Не менее насущную проблему решали и алюминщики Русала, освоившие производство востребованных сплавов с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, хотя и частично, была решена задача импортозамещения стратегически важной металлопродукции, созданы сотни рабочих мест и пополнен городской бюджет.

011_12_2016.jpg

В перспективе возможны другие, не менее важные работы. По данным Минэкономразвития, Россия ежегодно импортирует ферросплавы (в основном содержащие марганец, хром и редкоземельные металлы) на сумму до 1,2 миллиарда долларов. В качестве примера делового интереса к этой области импортозамещения в металлургии можно было бы привести “марганцевый проект” компании “Чек‑Су.ВК”, но воздержусь. Не потому, что на всякую “точку роста” найдутся разные точки зрения, а просто нет смысла повторять доводы, изложенные в статье наших земляков и ученых Германа Серова, Владимира Мизина и Виктора Дашевского (“Прежде чем запрашивать мнение общественности…”, “КР” от 26 января с.г.), чью позицию я разделяю.
Другое дело, что в сфере импортозамещения ферросплавов есть проблемы, о которых говорят куда меньше, но которые заслуживают особого внимания в ситуации стагнирующей экономики Новокузнецка. Речь о машиностроительных заводах, где из-за сокращения сбыта остановлены или недогружены литейные и другие цехи. В частности, прорабатываются варианты реконструкции таких цехов на заводе Гидромаш под производство высокорентабельных и востребованных сплавов, модификаторов и лигатур с марганцем, кремнием, редкоземельными и другими элементами как для использования в большой металлургии, так и в собственных технологиях для повышения качества чугунного и стального литья.
Значительный интерес представляет идея нашего ученого Валерия Кичеева по извлечению из угольных отходов “Сибиргинского” и прочих разрезов редкоземельных и других ценных металлов, которые по стоимости приближаются к серебру. Кстати, мне известно (по источникам зарубежной научно-технической информации), что на одной из небольших фирм Питтсбурга (США) некоторые сорта угля Аппалачского угольного бассейна (аналогичные южно-кузбасским) сжигали в небольших котельных, а образующуюся золу восстанавливали кальциетермическим способом и затем на аффинажных установках извлекали германий, церий, лантан и другие ценные элементы. Так почему бы на одной из городских котельных и в простаивающих цехах не воспроизвести такую технологию, желательно с помощью Кемеровского технопарка? В этом случае Новокузнецк стал бы производителем не только черных и цветных, но и “валютоформирующих” металлов.
Однако одного желания отдельных предприятий и ученых-одиночек создавать новые “точки роста” явно недостаточно. Нужна поддержка областных и городских властей в решении организационных вопросов, а ее то как раз и нет, хотя местный административный ресурс может сыграть очень важную роль в качестве канала связи между бизнесом и правительством. На мое письмо губернатору Аману Тулееву с конкретными предложениями и обоснованиями по оптимальной загрузке городских предприятий выпуском востребованных в оборонно-промышленном комплексе модификаторов и лигатур пришел ответ, а точнее формальная отписка от департамента промышленности о “нежелательности вмешательства в деятельность частных предприятий”. Между тем речь в моем письме шла о содействии, которого ждут от властей сами предприятия.
Городская же администрация вообще не отреагировала на письмо. Там, вероятно, придерживаются такой логики: раз Владимир Путин говорил “о личной ответственности губернаторов за состояние региональной экономики”, то, значит, и письмо в муниципалитет не по адресу…
А ведь есть примеры противоположного свойства, причем в регионах с хозяйственным профилем, подобным нашему. В Троицке Челябинской области строится ферросплавный завод на базе остановленного дизелестроительного. Производить он будет все те же марганцевые сплавы из смеси местных и казахских руд. И, что важно, контролирует стройку губернатор Борис Дубровский, поскольку ожидаемая прибыль уже учтена в областном бюджете.
Другой и, пожалуй, самый интересный пример: Научно-исследовательский институт металлургии организовал в своих опытных цехах и лабораториях производство уникальных сплавов, модификаторов и лигатур для “оборонки”, причем с большой выгодой для бюджета Челябинска. Чем это не информация к размышлению для наших городских и областных университетов, испытывающих острую нехватку госфинансирования?
В одной статье не охватить все возможные “точки роста” в нашей металлургии. Поэтому желательно, чтобы специалисты других предприятий высказали свое мнение и предложения по рассматриваемой проблеме, а областные и городские власти отнеслись к ним с должным вниманием.
На снимке: эти угольные отвалы вполне могли бы стать серебряными копями
Юрий Канаев, инженер-электрометаллург, почётный ветеран ОАО “Кузнецкие ферросплавы”, советник Российской инженерной академии Экономика 03 Фев 2016 года 3852 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.