Экономика

Кому отдых, а кому – под дых

106_10_2014.jpgВ минувшие выходные интернет-издания Новокузнецка сообщили, что по меньшей мере несколько десятков новокузнечан стали заложниками ситуации с туроператором “Южный Крест”. Они пишут, что люди уже обращаются с просьбой о компенсации понесенных расходов. К чести туроператора, никто не прячется от вопросов, клиентам объясняют, что делать, консультируют их. За компенсацией пострадавшим рекомендуют наведаться в компанию “РЕСО-гарантия”, где была застрахована ответственность “Южного Креста”.

Можно предположить, что размер компенсации составит половинную стоимость оплаченного тура, как и после ликвидации компании “Ланта Тур Вояж”, которая имела сходные с “Южным Крестом” параметры деятельности. Что касается тех, кто уже улетел на отдых за рубеж, их возвращением занимается “Турпомощь”…

Банкротства, которые случаются с турагентствами, самые скандальные из всех экономических фиаско — по той причине, что о невозможности исполнить свои обязательства перед клиентами они обычно объявляют в очень неподходящее время, в период летних или рождественских отпусков. (Как правило, туристов, находящихся за границей, начинают выселять из отелей или “высаживать” из самолетов.) В том не стоит искать проявлений пресловутого закона подлости. Просто склонность некоторой части российского туристического бизнеса к демпингу и вечной закредитованности являет свою оборотную сторону в виде “обрушения пирамиды” именно в периоды отпускного бума, когда накапливается критическая масса долгов. Впрочем, для лавины разорений есть множество и других причин, о которых еще будет сказано ниже.

В этом году о постигшем их банкротстве или приостановке деятельности заявили уже около полутора десятков туроператоров. Сначала с “макушки лета”, 16 июля, свалилась “Нева”, за ней последовали “Роза ветров Мир”, “Экспо-тур”, “Идеал-тур”, крупные компании “Лабиринт”, “Интаэр Трэвел”, небольшие туроператоры “Нордик Стар” и “Сургуткурорт”, “Ветер странствий”, “Атлас”, “Солвекс-турне” и вот теперь “Южный Крест”. Большинство из них объясняют свое падение снижением курса рубля, которое оказалось фатальным для компаний, работающих на грани рентабельности. Но вот “Южный Крест” объявил об уходе с рынка “в связи с сильным падением спроса на туристский продукт на фоне банкротства ряда крупнейших туроператоров”. Получается что-то вроде воронки, что сама себя закручивает.

Как сообщила RATA-news - электронная газета Российского союза туриндустрии, - за границей находится около 6 тысяч туристов этой компании. Всего до марта будущего года ею продано более 12 тысяч туров — в основном в Европу, Китай, Мексику и Доминиканскую Республику. В этой гостеприимной стране дело приняло и вовсе драматичный оборот. На прошлой неделе, когда “Южный Крест” объявил о приостановке своей деятельности, доминиканские контрагенты, усомнившись в платежеспособности партнера, потребовали с каждой тургруппы в двадцать человек выплаты 3,6 тысячи долларов, а после того как россияне отказались выполнить это требование, препроводили их… в полицейский участок. Ситуация разрешилась после вмешательства российского МИДа и Ростуризма. Туристов отпустили — отели сняли выдвигавшиеся к ним претензии по дополнительной оплате.

С учетом всех компенсаций, имеющихся у “Южного Креста” финансовых гарантий в размере 100 миллионов рублей вряд ли хватит на возмещение стоимости всем его клиентам. Страховые выплаты, скорее всего, будут пропорциональными, то есть частичными. Выяснилось к тому же, что компания сильно задолжала и авиаперевозчику - “ЮТэйру”. Поэтому в “Турпомощи” будут решать вопрос фактически об эвакуации туристов.

Так в чем причина этих форс-мажоров? “Кому форс-мажор, а кому большой жор”, — как говорит мой знакомый, чей строительный бизнес пал жертвой “кидалова” со стороны компаньона. В трудный час для их совместной фирмы партнер настолько перенервничал, что снял деньги со счета предприятия и скрылся. Его в итоге разыскали, а вот деньги — нет. Это отчасти напоминает историю, которую поведали на прошлой неделе наши региональные информагенства. Цитирую: “В Московском аэропорту “Домодедово” сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции задержали руководительницу кемеровской туристической фирмы, находившуюся в розыске с августа”.

Как пояснила 12 сентября пресс-служба регионального ГУ МВДВ, в розыск даму объявили после того, как полиция возбудила дело о мошенничестве, проведя проверку по заявлению клиентов турфирмы. Они приобрели туры за границу, однако выехать из Кемерова так и не смогли. Офис компании оказался закрытым, а ее топ-менеджер скрылась.

Туристическим операторам, через которых фирма закупала путевки для своих клиентов, подозреваемая сообщала, что клиенты не внесли необходимую для бронирования сумму, поэтому туры автоматически отменялись. От действий предпринимательницы пострадали как минимум 42 человека. Предварительная сумма ущерба составила 3,5 миллиона рублей. Задержанная доставлена в Кемерово. Решением Центрального районного суда она арестована и помещена в следственный изолятор.

Судя по всему, к умыслу увести чужие деньги менеджера подтолкнули сообщения о кризисе в туристическом бизнесе, на который понадеялась списать свой грех: когда еще клиенты, коллеги и полиция разберутся, кто кому задолжал…

Однако и мы не вправе списывать на подобное жульничество серию новых банкротных дел на российском туристическом рынке. Тем, кто думает и говорит о “типичном кидалове”, стоит вспомнить, как и почему изменился курс рубля за последние месяцы. Среди турператоров, заявивших о приостановке своей деятельности, есть компании, благополучно работавшие полтора-два десятка лет. Отрасль, крайне зависимая от оборотов и текущих платежей, не накрылась медным тазом — её накрыла бивалютная корзина. Перемены, спровоцированные известной политической и экономической ситуацией, снизили турпоток, по оценкам участников рынка, на 20 — 30 процентов.

Впрочем, эту претензию, явно адресованную государству, они должны предъявить и себе. Считать проценты постфактум - занятие для статистиков, а бизнесу следовало прогнозировать падение спроса и соориентировать турпоток на менее рискованные с позиции прибыли зарубежные направления. И, как пишет теперь деловая пресса, отрасли необходимо было отрегулировать вовремя крайне запутанные отношения с перевозчиками и страховщиками. Ну и, конечно, подумать над тем, как вновь распечатать давно забытые внутренние маршруты.

P.S. Однако что делать туристу, чей отдых обернулся “ударом под дых”? Разорение туроператора — страховой случай, который подразумевает, что пострадавший вправе рассчитывать на компенсацию материального и, возможно, морального вреда. “Вправе рассчитывать” не значит непременно получить адекватное возмещение. (При большом количестве пострадавших страховой суммы на всех может не хватить: в этом случае выплаты распределяются между заявителями поровну). Но все же это какие-то деньги.

Можно, конечно, подать в суд на страховую компанию, но, если она тоже банкрот, полной страховой выплаты опять-таки не получить. Как подсказывают юристы, в любом случае необходимо направить заявление о возмещении ущерба в банк, предоставивший гарантию туроператору. К нему необходимо приложить копию паспорта, договора с турфирмой и все документы, имеющие отношение к поездке. При благоприятном для пострадавшего рассмотрении заявления деньги должны вернуть в течение 30 дней. Если на момент банкротства турфирмы вы оказались за границей и у вас возникли проблемы с возвращением домой по билету, оплаченному вами при покупке тура, вам придется либо снова купить билет, либо обратиться в организацию “Турпомощь”, которая бесплатно вывозит пострадавших туристов.

Александр Кириллов Экономика 17 Сен 2014 года 1117 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.