Экономика

“Мы предполагали, что прибыли будет вдвое меньше”

Кузнецкбизнесбанк подвел черту под очередным финансовым годом. На минувшей неделе состоялось общее собрание акционеров, на котором были расставлены все точки над “i”.
Мы беседуем с председателем Правления АО “Кузнецкбизнесбанк” Юрием БУЛАНОВЫМ.
— Юрий Николаевич, как прошло собрание, что решили акционеры и какие задачи поставили?
— Ежегодное собрание — стандартная процедура. Акционеры выслушали отчет исполнительных органов об итогах работы за 2015 год, полученных доходах, финансовом результате, капитале банка. Об основных направлениях работы и той внешней среде, в которой Кузнецкбизнесбанк, как и все банки, работают сегодня. Она динамичная, трансформирующаяся, задает много новых вопросов, которыми приходится заниматься. Со всеми задачами исполнительные органы банка справились. На моей памяти, возможно, это первый раз, когда все вопросы были проголосованы на 100 процентов “за”. 
— Единогласно?
— Да. Обычно так не бывает, но в этот раз было полное согласие.
— Как вы сами оцениваете результаты прошлого года? Насколько они оказались ожидаемы? 
— Мы прогноз закладывали хуже, чем сработали фактически, поэтому и бизнес-план мы перевыполнили. Предполагали, что прибыли будет примерно вдвое меньше. Исходили из этого и знали, как работать при меньшей доходности операций, больших затратах, меньшем объеме прибыли.
Доходность упала, затраты выросли, это объективно. Но мы смогли компенсировать негативные явления, в итоге получили почти 98 миллионов рублей прибыли. 
— Это много? Есть с чем сравнить?
— Мы достигли хорошего результата, высокой рентабельности активов — она существенно выше, чем по банковскому сектору России в целом в 2015 году. При этом все резервы на возможные потери, которые сегодня необходимо формировать, мы формируем на уровне выше секторальных. Резервы на возможные потери, запасы ликвидности держим выше в разы, чем они в среднем у банковского сектора. Но при этом смогли обеспечить и высокую рентабельность наших активов. Получен положительный сбалансированный результат в масштабах нашей деятельности, невзирая на все неблагоприятные факторы. Воздействия, идущие извне, — на Россию, область, город, на нас конкретно — мы в существенной мере компенсировали.
— Ну, а в чем КББ недоработал? Есть такие моменты?
— Единственное по чему мы не выросли, - это по показателям кредитного портфеля и по росту привлеченных средств.
— Кредитный портфель — это розданные деньги? Не желаете отдавать?..
— У нас денег достаточно много, мы их действительно не хотим отдавать таким образом, чтобы потом думать, как их вернуть… Желающих взять кредиты очень много. Вопрос: смогут ли они взятые деньги вернуть.
— Вопрос о качестве заемщика?..
— Да… К сожалению, ситуация не располагает к благодушию при выдаче кредитов. Будь то кредиты частным лицам, предпринимателям или корпоративным клиентам. Работа продолжается, но наращивать портфель мы не стали. Осознанно. Но это не сказалось на общих показателях. 
— Можно ли назвать сумму, которая не задействована и может быть, в принципе, отдана заемщикам?
— Конечно. Мы можем удвоить свой кредитный портфель. Миллиарда на полтора. Без нарушения нормативов и при сохранении полной работоспособности.
— Много шума наделал Запсибметкомбинат в начале года, когда решил насильственно перевести своих сотрудников из КББ на зарплатные проекты других банков. Как банк пережил эту ситуацию? Остались ли на ЗСМК работники, решившие, вопреки давлению администрации, получать зарплату привычным порядком, через Кузнецкбизнесбанк?
— Организованных поступлений мы, конечно, стали получать меньше. Но на объеме наших пассивов, то есть тех клиентских денег, это отрицательно не сказалось. Те люди, которых вынудили отказаться от сотрудничества с нами на корпоративном уровне, остаются нашими клиентами как частные лица. И динамика видна совершенно четко, мы имеем по некоторым показателям определенный плюс. 
— Каким образом?
— Мы продолжаем получать эти деньги, но по другим каналам — на которые нет влияния административно-корпоративных факторов. Мы практически ничего не потеряли. Возможно, немного рентабельности, потому что процедуры стали более сложными. 
— Сейчас давление на персонал продолжается?
— Ситуация успокоилась. Тем, кто не видит разницы и обслуживается там, где нет разницы. Кто хочет получить именно те услуги, которые им интересны, у нас (а у нас есть “изюминки” и преимущества!), остаются у нас. 
— Как раньше озвучивалось, работники комбината, включенные в зарплатный проект КББ, получают определенные льготы при оформлении кредитов, например. Те, кто вынужденно вышел из проекта, потеряли какие-то проценты?
— Мы постарались, чтобы они ничего не потеряли. По кредитам не повышали ставку. Не видим необходимости отыгрываться на людях за чьи-то действия.
Условия предоставления кредитов мы не пересматривали, видим, что наши условия конкурентоспособны. А демпинговые условия, которые заявлялись другими участниками рынка, не исполняются. На самом деле они оказываются существенно хуже, люди это видят и делают выводы.
— Не могу не спросить о проекте, который недавно начал Кузнецкбизнесбанк — о внедрении в Новокузнецке транспортной карты. Как оцениваете его продвижение, перспективы? 
— Он стартовал прошлой осенью, 5 сентября 2015 года. Это один из наших проектов, и мы понимаем, что он не даст быстрой отдачи, является долговременным. Здесь применяется новая технология, которой до сих пор в Новокузнецке не было, надо, чтобы ее освоили все участники, а их много. Есть пассажиры, есть перевозчики с разной формой собственности, со своими интересами, есть город. Задач такого уровня в нашем городе еще не решалось, надо, чтобы все участники процесса действовали согласованно. Здесь, как в команде туристов-спортсменов, — скорость передвижения определяется самым тихоходным звеном. 
— Они работают или кто-то тормозит?
— Идет эволюционный рост. Сегодня в систему “Транспортная карта” в нашем городе включены 150 автобусов, а надо оснастить 600, значит, мы прошли примерно четверть пути. Будет больше автобусов — будет и больше желающих воспользоваться картами. 
— Не забывайте про трамваи и троллейбусы. Они тоже должны быть включены в систему!
— Верно. Значит, не одна четвертая, а одна пятая или немного меньше. Но это значит, внедрение возможно с пониманием всех участников, что это не даст быстрого эффекта, но в среднесрочной перспективе принесет пользу всем. 
— Управление по транспорту и связи сейчас говорит, что банковский процент слишком высок, что пять процентов — это много…
— Условиями конкурса допускалась комиссия до семи процентов, мы предложили пять. Это хорошие условия; в регионах, где работает “Транспортная карта”, стоимость обслуживания находится на таком же уровне. Радикально меньше - невозможно. Есть затраты на лицензированное программное обеспечение, техническую поддержку, сотрудников, каналы связи, хранение баз данных и т.п. Это условно-постоянные затраты, необходимые для того, чтобы система действовала. Требуются и средства на закупку и ремонт оборудования, на эмиссию карт и так далее. Но расходы окупятся — за счет прозрачности, рационального учета, привлечения дополнительных пассажиров, удобства. 
— И все-таки реально снизить процент комиссии?
— Не исключено некоторое снижение при росте объемов перевозок по картам, но для этого надо пройти не менее половины намеченного пути.
— К нам приходит немало откликов о “Транспортной карте”. В основном люди говорят, что хотели бы, чтобы проект развивался, чтобы в него включалось больше транспорта.
— Удобней пассажиру, перевозчику, государству, потому что какая-то часть, которая выпадает из учета, теперь не будет выпадать. Удобно и банку. Это банковская работа, мы получаем много мелких клиентов. Кто-то считает, что проще выдать крупный кредит, чем вкладываться этими же деньгами в транспортную карту. Мы считаем по-другому.
Процесс идет. Повторю, не так быстро, как хотелось бы, но прогресс налицо… Его надо постоянно подталкивать. Можно увеличить скорость в случае, если все участники процесса будут синхронно действовать в нужном направлении, соизмеряя свои возможности, желания и ожидаемый эффект. Пока мы такой стадии взаимодействия не достигли, но проводим консультации, и взаимопонимание будет увеличиваться.
Мы не рассчитываем на быстрый результат. “Транспортная карта” — проект затратный, но везде, где он реализован, он дает положительный эффект.
— Спасибо, в целом понятно. Давайте поговорим о других картах — банковских. Сообщалось, что Россия выпустила свою карту “Мир”, которой предполагается придать статус международной. Будет ли эта карта приниматься банкоматами Кузнецкбизнесбанка?
— В наших терминалах и банкоматах обслуживаются карты любых систем, в том числе международных. Карта “Мир” подключится в этом году. Мы начали процедуру вступления в платежную систему “Мир”, до конца года все будет работать, мы будем проводить и эмиссию этих карт.
— Она может потеснить “Золотую Корону” или VISA с MasterCard?
— Судя по имеющейся информации, это пока дорогой продукт и не во всем может составить конкуренцию действующим системам. Но проект перспективный, мы будем им заниматься… Уже не раз говорил: нет никакой необходимости держать деньги на одной карте. В каких-то случаях удобнее “Золотая Корона”, в каких-то — MasterCard. Право клиента выбирать, что ему нужнее и удобнее, мы все возможности для этого предоставляем.
— Как работает новый допофис в Новоильинке на Авиаторов, 51?
— Хорошо работает. Там много новостроек, район развивается, спрос на наши услуги есть.
— Есть ли отток из двух действующих в районе на улице Косыгина?
— Отчасти он произошел, это было ожидаемо. Но по всем трем дополнительным офисам в Новоильинском районе объем операций увеличился..
— Не собираетесь ли закрывать один из допофисов?
— Нет, конечно, закрывать не планируем, но не исключаем, что переформатируем в части спектра оказываемых услуг.
— Еще где планируете открывать допофисы? Пусть в отдаленной перспективе…
— Есть потребность в допофисе в дальнем Куйбышеве, рассматриваем и варианты в других городах, но готовых решений сейчас нет. 
— Какие планы и ожидания текущего года? 
— Планы реальные, ожидания осторожные, никаких предпосылок для улучшения экономической ситуации в городе, области, России пока не видно, из этого мы и исходим. Не исключаем и возможные стрессовые ситуации на различных уровнях экономики, что учитываем в планах своей деятельности, поддерживаем необходимый запас прочности.
— Ваш принцип — надежность?
— Именно так. От себя и от нашего банка, пользуясь случаем, хотел бы поздравить Ваших читателей с близящимся Днем города, пожелать счастья, благополучия, крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях.
— Спасибо. И вам всего хорошего!
Пётр Бобров (фото).
Беседовал Руслан Казанков. Экономика 21 Июн 2016 года 5145 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.