Экономика

О тех, кто лавировал, и о тех, кто не вылавировал

Сегодня, 13 февраля, в Новокузнецке пройдет заседание коллегии городской администрации, главным вопросом повестки которой значится “О мерах по оптимизации расходной и пополнению доходной частей бюджета Новокузнецкого городского округа 2014 года”.
Экономическая ситуация в городе и в регионе непростая. Это мягко говоря. Можно сказать и жестче, но в газете принято обходиться “парламентскими выражениями”.
На днях мы получили официальный ответ ЕВРАЗа по шахте “Кушеяковская” (на вопрос о грядущей ликвидации предприятия и сокращениях персонала), выдержанный в оптимистичном тоне. Цитируем сей образец корпоративной дипломатии:
“В рамках оптимизации портфеля активов и повышения операционной эффективности ЕВРАЗ реализует стратегию по выходу из непрофильных активов. В частности, сегодня ЕВРАЗ концентрируется на добыче коксующихся марок углей, востребованных в металлургической индустрии, и бизнес по добыче энергетического угля для Компании не является приоритетным. Компания рассматривает возможность продажи шахты “Кушеяковская”. На шахте “Кушеяковская” добывают энергетический уголь марки “Г”. Производственная мощность шахты “Кушеяковская” составляет 1,5 миллиона тонн угля в год. В 2013 году шахта добыла 1 млн. 390 тыс. тонн угля”.
Вот так, за сменой приоритетов, превращением ЕвразХолдинга в ЕВРАЗ (вот так, заглавными буквами) и прекращением позиционирования его как “социально ориентированной компании” в просто Компанию с большой буквы стоит сокращение объемов производства, высвобождение работников, деградация вместо развития. Спасет ли положение модернизация рельсобалки с переходом на выпуск 100-метровых рельсов? Не факт.
Производство — не только рабочие места, но и налоги. В том числе и подоходный налог, а также отчисления в фонды, зависящие от сумм выплаченной зарплаты. Подоходный налог — основной канал формирования городского бюджета за счет собственных средств. Меньше платят труженикам, сокращают их число — меньше становится и денег в бюджете на исполнение местных полномочий. Можно, конечно, понадеяться на межбюджетные перетоки, но бюджетам других уровней тоже не хватает.
Евраз — это почти весь “крупняк” в Новокузнецке: КМК с ЗСМК, объединенные нынче в одно металлургическое предприятие (постоянно “теряющее в весе”), Южкузбассуголь, Евразруда, масса их обслуживающих и ремонтных производств, которые вслед за “крупняком” теряют объемы, персонал, квалификацию.
Да, есть еще РУСАЛ в лице НКАЗа, закрывший не так давно первую промплощадку и подумывающий о закрытии второй. Если “большие политические игры” завершатся не в пользу новокузнецкого предприятия, будет совсем невесело.
Кузнецкий завод ферросплавов, пожалуй, единственное более-менее стабильно работающее крупное предприятие Новокузнецка. Неблагополучное в плане экологии, к слову. Но нынче не до жиру.
На днях Новокузнецкий отдел Росстата опубликовал статистический отчет за 2013 год. Согласно озвученной информации, за прошлый год оборот организаций (без субъектов малого предпринимательства) в действующих ценах составил 405,5 миллиарда рублей и уменьшился по сравнению с 2012 годом на 3,5 процента.
Больше всего потеряли металлургия, производство готовых металлических изделий, машиностроение, производство оборудования, строительство, риелторская деятельность, гостиничный и ресторанный бизнес. Больше стало добываться полезных ископаемых, производиться электрической и тепловой энергии, а также “резиновых и пластмассовых изделий”.
Угледобыча возросла за счет карьерной (открытой) добычи. Одновременно с тем закрытая добыча снизилась: у шахты “Большевик” — на 47,8 процента, у шахт Южкузбассугля — на 60,2 процента. (Вот что значит осознание бесперспективности непрофильных активов и четкое следование корпоративной стратегии!)
Выпуск ферросилиция вырос на 0,7 процента. Производство алюминия первичного уменьшилось на 14,9 процента.
По строительству потери за год составили 28,3 процента. На 2014 год тенденция тоже безрадостная: “Крупными и средними организациями на 01.01.2014 г. заключено договоров строительного подряда и прочих заказов (контрактов) на сумму 804,1 млн. рублей, что при существующем уровне загрузки мощностей обеспечит формирование производственной программы на 1,1 месяца (аналогичный показатель на 01.01.2013 г. — 3,5)”, — свидетельствует статотчет. А ведь строительство — тоже индикатор финансового благополучия и стабильности…
Рубль за последние полтора-два месяца в споре с долларом потерял около семи процентов (за восемь последних месяцев — около десяти). Это удар для импортеров, но костыль для экспортеров, в числе которых и новокузнецкий “крупняк”.
Один из авторов метко обозвал современную экономику страны “кочегаркой”. В том смысле, что ничего, кроме полезных ископаемых, мы, по большому счету, производить так и не научились. И снятие “железного занавеса” использовали не для внедрения высоких технологий и улучшения качества жизни постсоветской России, а для углубления “кочегарной” специализации. Наращивание объемов поставки за рубеж энергоносителей и продукции низших переделов в обмен на ширпотреб — от носков с картошкой до унитазов с планшетниками — только усугубляет ситуацию. Увы.

Сергей Бабиков Экономика 13 Фев 2014 года 1006 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.