Экономика

Почему шахты взрываются

С 2013 года начались аварии ежемесячно: январь — Прокопьевск, февраль — Воркута, март — Осинники. Так и шахты могут “закончиться”… 
Я 30 лет отработал на шахте “Высокая” (“Тайжина” — её “взорвали” в 2004 году) и сделал свой анализ ситуации. Одной из причин участившихся аварий может быть нарушение закона горного дела “Порядок отработки свиты пластов и круто падающих пластов”, как показано в “ Документе анализа катастроф”.
В НИИ угля мне сообщили, что сейчас так работают до 70 % забоев, то есть если произойдёт взрыв на одном из них, то работа остальных будет под вопросом.
Почему горнотехническая инспекция дала разрешение отрабатывать пласты угля при таких условиях? Кто следит за экономным использованием месторождения? Если из свиты пластов отработать пласт угля, залегающий в середине свиты, то остальные пласты угля отработать будет невозможно!
Этим мы обкрадываем наше следующее поколение. Если придерживаться этого закона, пришлось бы отрабатывать сначала тонкие малорентабельные пласты, что не входит в планы современной экономики. Хотя мне приходилось отрабатывать пласт угля мощностью 0,7 метра. Поэтому одновременно с тонкими пологими пластами нужно отрабатывать круто падающие пласты по “Безлюдной технологии выемки угля”.
Эта технология позволит добывать уголь с высокой рентабельностью и компенсировать низкую рентабельность при отработке тонких пластов механизированными комплексами. На угольных пластах с большим содержанием газа СН4 возможно применить технологию “Технология 2 с СН4” (журнал “Уголь Кузбасса” № 1, 2014 год, “Есть идея”).
Технология по добыче угля без присутствия людей в опасной зоне актуальна 50 лет. Этой технологией заинтересованы все угледобывающие страны, но пока особых результатов нет. Я пытаюсь найти такую технологию с 1970 года и придумал её в 1998 году (возможно, это первая технология). После взрыва в шахте я вплотную пытаюсь внедрить эту технологию, она позволила бы увеличить производительность в несколько раз, снизить затраты электроэнергии в несколько раз и т.д. Я показывал и объяснял изобретение специалистам и организациям, но пока тишина… Особо одарённые даже посмеиваются, но смеётся тот , кто смеётся последним!
К счастью, эта поговорка не обошла и нашу семью. Лет сто назад, во времена Столыпинских реформ, когда народ из европейской России переселялся в Сибирь, мои предки имели свою кузницу в Мариинске. Однажды к кузнецу подошел вновь прибывший крестьянин и попросил изготовить плуг для вспашки целины (до этого крестьяне всей семьёй выходили и срезали дёрн, а затем пахали), народу собралось много… И что вы думаете? Изобретали.
Мой дед Колеватов А.Е. предложил пласторез (своеобразный плуг, родоначальник современных безотвальных плугов); некоторые шутили, а тот крестьянин решил попробовать, в результате ему удалось и вспахать, и посеять, и семью досыта накормить (возможно, впервые) — ведь урожай на этих полях доходил до 300 пудов с гектара. Тогда и смеяться перестали, и уважать стали. Мой дед первым отковал безотвальный плуг, что позволило значительно повысить возможности крестьян в Сибири.
При внедрении мной предлагаемой технологии возможен аналогичный результат в угольной промышленности.
А добывая уголь импортной техникой (зачастую пренебрегая интересами российской техники, законами горного дела и т.д.), мы даём рабочие места иностранным государствам. Внедряя предложенную технологию, можно плавно перевести угольную отрасль в более безопасное и рентабельное производство. Ссылки на то, что никто в мире не отрабатывает круто падающие пласты, неуместны, так как пока нет хорошей технологии.
Нет смысла уродовать кузбасскую землю, особенно в ситуации, когда основная прибыль уходит за рубеж. В последнее время все чаще озвучивается мысль о закрытии старых шахт и об открытии новых, но если шахты открывать с нарушением закона горного дела и без учета интересов народов России, то результаты могут быть печальными.
А.В. Колеватов,
ветеран угольной отрасли.
А.В. Колеватов, Экономика 24 Авг 2017 года 2428 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.