Экономика

Профсоюзы жаждут… увольнения

115_11_2014.jpgСамой громкой акцией, какой Федерация профсоюзов Кузбасса отметила Всемирный день действий “За достойный труд!”, стало обращение к властям с требованием уволить президента ОАО “РЖД” Владимира Якунина. Вряд ли челобитная была включена в региональный план Всемирного дня профсоюзных действий (7 октября), но это пока самая радикальная просьба трудящихся, сформулированная профлидерами накануне сегодняшних митингов.

Таким образом федерация проявила солидарность с теркомами углепрома, протестующими против планов РЖД поднять с нового года на 10 процентов тарифы на перевозку угля. “Профсоюзы считают действия президента ОАО “РЖД” Владимира Якунина идущими в разрез с политикой государства, недальновидными и осознанно уничтожающими угольную отрасль, что, несомненно, приведет к социальной нестабильности. При этом он не задумывается, что падение угольной отрасли приведет к убыткам самих РЖД. Считаем, при таком подходе Владимир Якунин не может возглавлять такую крупную структуру и требуем его отставки”, говорится в обращении, направленном председателю правительства Дмитрию Медведеву и руководителям обеих палат парламента. 
А ведь еще в сентябре казалось, что взаимоотношения железнодорожников и шахтеров Кузбасса вполне нормализовались. Каменного угля — основного груза Западно-Сибирской магистрали — погружено за восемь месяцев более 136 миллионов тонн, что на 5,3 процента больше, чем год назад. В среднем каждые сутки со станций региона отправлялось 8100 вагонов с углем. Когда читал эту сводку, вспомнил, как год назад, приехав в Новокузнецк на открытие нового вокзала, Владимир Якунин высказал намерение привязать тарифную политику железнодорожников к ценам на уголь. И приведенные цифры вроде подтверждали, что кузбасский углепром и РЖД нашли, наконец, общий язык…
Впечатление оказалось ошибочным. В 2014 году железнодорожные тарифы были, как известно, заморожены решением правительства, но осенью, в ходе уточнения цен на ближайшие четыре года, выяснилось, что руководство РЖД планирует компенсировать “упущенную выгоду” опережающим ростом тарифов — прежде всего подъемом самых низких расценок. А это расценки на транспортировку нефтепродуктов и угля. Если Минэкономразвития предлагает повысить с нового года тарифы РЖД на 7,5 процента, то Владимир Якунин просит у премьер-министра индексации на 10 процентов. Как сообщает деловая пресса, запросы своего ведомства он мотивировал тем, что растущие перевозки угля лишают РЖД чистой прибыли — в 2013 году она снизилась на 61 процент. То есть это рост в убыток, считают железнодорожники.
30 сентября председатель Федерации профсоюзов Кузбасса Олег Маршалко и руководители территориальных организаций Росуглепрофа созвали пресс-конференцию и озвучили свои контраргументы, изложенные в упомянутом выше обращении к руководству правительства и парламента. Повышение тарифа на железнодорожные перевозки, по мнению профсоюзов, приведет к дальнейшему снижению инвестиций, средств на охрану труда и — что особенно болезненно — к уменьшению фондов зарплаты. А в итоге — к увеличению числа убыточных предприятий угольной отрасли и, следовательно, их закрытию. В зоне риска — семь из каждых десяти предприятий кузбасского углепрома. О какой рентабельности может идти речь, когда стоимость перевозки угля составляет в среднем до 60 процентов его цены.
“Как можно работать, если правила игры постоянно меняются?” — спрашивают правительство профлидеры и напоминают, что транспортные тарифы возрастают в темпе, опережающем запланированную ранее индексацию. Требуя “экономически обоснованной цены на перевозку грузов”, РЖД не раскрывает механизма её формирования. И не только по углю. У профсоюзов есть и другие вопросы к железнодорожному ведомству: почему падают объёмы пригородных перевозок, почему такие дорогие билеты, откуда находятся средства на корпоративные развлечения и содержание спортивных команд?
Федерация предлагает обсудить проблему тарифов на заседании Российской трёхсторонней комиссии с участием всех сторон социального партнёрства. “В случае нерешения этого вопроса профсоюзами Кемеровской области будут организованы протестные действия”, — говорится в обращении. В комментариях к нему председатель территориальной организации Росуглепрофа Вадим Федин отметил, что 10-процентное повышение тарифа для СУЭКА — это 3 миллиарда рублей, почти половина годового фонда оплаты труда 14 тысяч шахтёров Ленинска-Кузнецкого и Полысаева. А его коллега Анатолий Шварченко добавил: заложенные в коллективных договорах индексация и повышение зарплаты на большинстве предприятий фактически заморожены.
Ситуацию обостряют и антироссийские санкции. Из Европы стали эпизодически приходить сообщения об отказе в приеме нашего угля и даже о блокаде в Польше угольного эшелона из РФ. Соединенные Штаты никогда не импортировали российский уголь в значительных объемах, но их способность “опрокидывать, когда надо”, мировой топливный рынок не вызывает сомнений. Кстати, Америка тоже протяженная страна. Как там с рентабельностью угольных перевозок? 
Оказывается, лучше, чем в России. Транспортировка угля в США прибыльна. Так, по крайней мере, утверждали еще год назад в газете “Известия” эксперты Института проблем естественных монополий, отметив, что российский тариф сравнялся с заокеанским. И хотя перевозка большинства грузов в России пока обходится дешевле, чем в США, расходы отечественных грузовладельцев растут быстрее. За последние семь лет железнодорожные тарифы в России выросли более чем в два раза.
У американского углепрома в транспортном сегменте есть два существенных преимущества перед российским. Разрабатываемые месторождения рассредоточены по всей территории США — уголь, в отличие от кузбасского, не нужно возить за тысячи километров. И, главное, есть конкуренция перевозчиков. В России же приватизация всего лишь вагонного парка “на одних и тех же рельсах” привела сначала к пробкам, а позднее (когда число операторов “привели к норме”) — опять-таки к повышению транспортных тарифов. Словом, ОАО “РЖД” остается монополией, что вполне закономерно при существующей у нас плотности, вернее, разреженности железных дорог.
В то же время, судя по последним обзорам, состояние дел в американской угольной отрасли далеко не радужное. Потребление угля в Штатах сокращается. И не только из-за “сланцевой революции”. Здешние электростанции все чаще отдают предпочтение импортному углю из Колумбии, Индонезии и даже России — как по причине его минимальной зольности, так и меньшей цены, в том числе меньших расходов на перевозку.
No problem только у Владимира Якунина. Не далее как полтора месяца назад правительство снова продлило контракт с ним на ближайшие три года.

Александр Кириллов Экономика 07 Окт 2014 года 1928 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.