Экономика

ТОСЭР, сэр!

“Что нам даст эта территория опережающего развития, это действительно что-то значит или опять какая-нибудь фигня?” — так или примерно так звучат в течение последней недели вопросы от читателей, касающиеся “новости номер один Новокузнецка”, второй по обсуждаемости, после итогов президентских выборов.

Напомним, 16 марта вечером стало известно о том, что правительственным постановлением Новокузнецку присвоен статус территории опережающего (социально-экономического) развития – ТОР (ТОСЭР). Можно называть и так и эдак. ТОСЭР — более звучно, но ТОР — более “академично”, в общем, на любой вкус и цвет. Смысл не меняется.

Суть в том, что Новокузнецк попал в число 59-ти моногородов страны, получивших статус территории опережающего развития.

Что же это такое — ТОСЭР — и с чем его едят?

Согласно Федеральному закону “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”, данная территория — это земельный участок в России, на котором установлен особый правовой режим для бизнеса, чтобы создать благоприятные условия “для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения”.

От прочих российских территорий ТОСЭРы отличаются тем, что для их резидентов (фирм или предприятий, зарегистрировавшихся в ТОСЭР и заключивших специальные соглашения) будут ускорены и облегчены административные процедуры (получение разрешения на строительство, прохождение таможни и проч.). Возведение необходимой для деятельности предприятий-резидентов инфраструктуры (дорог, коммунальных сетей) берет на себя государство. Землю и доступ к инфраструктуре инвесторы получат безвозмездно.

Резиденты ТОСЭР получат значительные налоговые льготы, особенно в первое время, наиболее проблемное для становления предприятий.

Предполагается, что все это побудит инвесторов вкладывать средства в бизнес, развивать производство и создавать рабочие места, “поднимать экономику”. Что, в свою очередь, даст стимул к наращиванию производственного потенциала и увеличению поступлений в бюджет и социальные фонды. Но надо понимать, что само создание особых территорий ничего не гарантирует. Государство не может полностью контролировать частный бизнес и отвечать за результаты его работы. Можно сказать, что бизнесу создадут тепличные условия и будут ждать, пока поспеют налоговые плоды. Главное, чтобы не выросли сорняки.

Риски, конечно, есть. Во-первых, затраты на создание ТОСЭР могут не оправдаться в случае, если не найдутся инвесторы в достаточном количестве и с достаточным капиталом. Во-вторых, возможно разорение действующих предприятий из-за неравной конкуренции с новыми — обладающими льготами – резидентами (ведь на статус резидента может претендовать только новое предприятие, причем отвечающее определенным требованиям). В-третьих, не исключен риск наступления на права граждан — территориальные, экологические и прочие – со стороны предприятий, располагающих данным статусом. Наконец, нет гарантии, что после сворачивания льготного режима резиденты не “смотают удочки” и не переведут свои предприятия в более привлекательные на тот момент  регионы. Оставив нам выжженную землю и разоренный бизнес, как случалось в разных странах мира после “экономического чуда”, носившего, как выяснилось впоследствии, временный характер… Пока это чисто гипотетические угрозы, но исключать их нельзя.

На сегодняшний день городская администрация, добивавшаяся статуса ТОР-ТОСЭР в течение последнего года и добившаяся его наконец, фонтанирует оптимизмом. Вчера в 16 часов, когда верстка этого номера уже подходила к концу, началась пресс-конференция мэра Новокузнецка Сергея Кузнецова и заместителя губернатора Станислава Черданцева, посвященная перспективам, которые получает наш город с обретением статуса территории опережающего развития. О ней мы расскажем в следующем номере.

Но первые комментарии на этой неделе уже дали заместитель главы Новокузнецка по экономике Ирина Прошунина и начальник управления экономического развития, промышленности и инвестиций городской администрации Павел Камбалин. С их слов, ТОСЭР “Новокузнецк” предполагает “кластерное развитие экономики”, а при определении видов экономической деятельности предусмотрен механизм их расширения.

“На сегодняшний день определены восемь направлений деятельности: отходоперерабатывающая отрасль (в первую очередь техногенных отходов), обрабатывающая промышленность, машиностроение, пищевая промышленность, сферы, формирующие так называемую “потребительскую корзину” (производство текстильных и кожаных изделий, мебели), производство химических и лекарственных средств, образовательные услуги, здравоохранение, музейная и туристическая деятельность, разработка компьютерного программного обеспечения… В частности, планируется строительство цеха по производству дорожных ограждений, решетчатых опор и многогранных опор освещения, создание многофункциональных комплексов с выставочным залом, производство минеральных порошков и фильтровальных смесей, высоковольтной электрической распределительной аппаратуры, организация механизированного участка выборки и сортировки огнеупорных отходов, переработка сельскохозяйственной продукции и пищевых полуфабрикатов”, — сообщила Ирина Прошунина.

Утвержден конкретный список льгот, которые получают резиденты. Так, налог на прибыль в первые 5 лет составит 5%, после чего возрастет до 13% (вместо 20%) до истечения 10-летнего периода. Страховые взносы снижаются с 30 до 7,6%. Налог на имущество обнуляется на пять

лет, а в следующие пять он составит 1,1% (вместо 2,2% от стоимости имущества). Кроме того, на пять лет также “обнуляется” и земельный налог. “Это даст бизнесу некоторую “передышку” в налогообложении и позволит возможные налоговые “потери”, которые несет бизнес, использовать на его развитие и создание новых рабочих мест”, — прокомментировала Прошунина. Как отметил Павел Камбалин, создание ТОСЭР, по прогнозам специалистов, позволит за десять ближайших лет создать 10 тысяч рабочих мест и привлечь в город порядка 15-ти миллиардов рублей инвестиций.

Но пока это всё в теории. Теория проверяется практикой. Что вырастет на взрыхленной почве, будет видно по крайней мере лет через пять, а скорее — через десять. Поживем — увидим.

Сергей Бабиков Экономика 23 Мар 2018 года 2073 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.