Экономика

Угледеньги

В то время как угольщики рассчитывают на развитие отрасли после мощного президентского пенделя и, соответсвенно, рост своих доходов, руководство областного Управления Пенфонда России распространило релиз под заголовком “Ситуация с уплатой страховых взносов — сложнейшая”.
В релизе указывается, что “самая сложная ситуация по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ также связана с угольной отраслью. Практически все шахты в Прокопьевске, две шахты в Киселевске, одна шахта в Анжеро-Судженске, одна шахта в Белове и одна шахта в Кемерове не перечисляют страховые взносы в ПФР. На сегодняшний день долг этих предприятий перед шахтерами по уплате страховых взносов на их будущую пенсию составляет 2,2 миллиарда рублей. Долг по уплате страховых взносов на доплату к шахтерской пенсии в этом году вырос на 119,3 миллиона рублей и составил 198,1 миллиона рублей”.
Еще на один парадокс на совещании по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса, состоявшемся в Кемерове в понедельник под руководством Владимира Путина, обратил внимание присутствующих наш губернатор Аман Тулеев: “Шестнадцать миллионов тонн добытого угля лежат невостребованными уже более полутора лет. Качество теряется, происходит самовозгорание… Но самое страшное, что горнякам непонятно: какой смысл его добывать, если он лежит?! Ради чего идёт издевательство над трудом шахтёра?”
Угледобывающее предприятие — не сапожная мастерская и не шляпный магазинчик: открытие, закрытие, приостановка деятельности — многозатратны и хлопотны, перепрофилирование невозможно. Только налаженный процесс с хорошими темпами добычи сулят высокие доходы и солнечные перспективы. Однако выгрести “черное золото” из недр — еще полдела, важно найти, кому его выгодно продать, а также довезти до потребителя.
Потребитель же в основном далече. Многие покупатели находятся за пределами региона. А около сорока процентов поставок угля из Кузбасса приходится на экспорт, и этот показатель стремится к росту в связи со снижением потребления угля внутри страны. Согласно озвученным данным, за последние пять лет объем потребления угля на внутреннем рынке сократился почти на 7 процентов; эксперты прогнозируют дальнейшее усугубление ситуации. Вместе с тем рост объема экспорта в 2012 году составил 17 процентов. Что, собственно, не компенсирует ущерба от падения внутреннего потребления — те самые 16 миллионов тонн оказываются “лишними”. При этом и потенциал экспортных поставок далеко не безграничен, отмечается падение цен. “При негативе на внешних рынках ситуация становится если не критической, то тревожной как минимум”, — заявил Владимир Путин.
Решение вопроса лежит на поверхности - наращивать потребление внутри страны. Однако как в условиях рыночной экономики заставить потребителей переходить с дешевого и экологичного газа на дорогой уголь, существенно увеличивая при этом выбросы в атмосферу и обретая проблему утилизации шлака?
На заседании президент призвал применять более эффективную систему ценообразования, в частности, снижать цены на уголь за счет реальных торгов на бирже и создавать условия для исключения необоснованных посредников при поставках угольной продукции. Он отметил, что сейчас все сделки по продаже угля регистрируются на бирже, однако этого мало. “Нужно расширить использование самих биржевых механизмов, начать наконец реальные торги на бирже”, — подчеркнул Путин.
Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак заявил, что “уголь сможет конкурировать с газом только в случае повышения цен на газ и снижения - на уголь. Например, в электроэнергетике, чтобы уголь был конкурентоспособным, он должен быть в 2,5 раза дешевле”. Развитию же внутреннего рынка, по мнению Новака, может способствовать расширение использования угля в местах его добычи. Возможным драйвером для внутреннего рынка сбыта министр энергетики назвал модернизацию коммунальной системы, перевод старых котельных, использующих мазут, на уголь. Наконец, он порекомендовал обратить внимание на переработку угля в синтетическое жидкое топливо. На сегодняшний день одно из самых проблемных мест в технологической цепочке отрасли — переработка угля и его обогащение. Так, из более 272 миллионов тонн энергетического угля, добытого в 2012 году, переработано лишь 26 процентов.
Заметим, что идея перевода котельных “взад на уголь” не нова, она периодически (во время каждого из совещаний по развитию угольной отрасли) всплывает. Однако до практической ее реализации до сих пор дело не дошло. Дойдет ли на этот раз?
Зато нынче большой резонанс получило заявление президента о необходимости “перепрописать” предприятия по месту их фактической деятельности. Что коррелируется с процессом “перепрописки” олигархов и сулит местным бюджетам солидную прибавку. “Хочу обратить ваше внимание на следующую вещь: поскольку ресурсная база наших угольных компаний находится в России, то и центр формирования прибыли, следовательно, налогообложения, должен находиться именно в России, а не где-то за границей в офшорах. Не только российское руководство ставит вопрос подобным образом, во всем мире, я хочу это подчеркнуть, во всех промышленно развитых странах вопрос ставится именно таким образом, и никак по-другому”.
Кроме того, президент Владимир Путин повстречался с горняками, поздравил их с профессиональным праздником, который отмечался накануне, и пообещал им не отменять льготы — во всяком случае, до тех пор, пока работа шахтеров остается вредной и опасной, пообещал посодействовать увеличению продолжительности рабочей смены (на этом настаивают профсоюзы).
По итогам совещания глава государства сделал ряд поручений. В частности, потребовал от правительства принять стимулирующие налоговые меры для компаний, которые осваивают угольные месторождения в труднодоступной местности, проработать вопрос о создании в регионах крупных учебных центров для подготовки кадров, предложил включить в президентскую комиссию по ТЭК представителя угольной отрасли. И обозначил задачу на дальнейшее развитие отрасли, повышение эффективности, безопасности и рентабельности производства.

Сергей Бабиков Экономика 29 Авг 2013 года 965 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.