Экономика

Вспомнит ли государство про металлургию?

079_03_2014.jpgЕсть надежда, что после публикации в нескольких номерах вашей газеты статьи доцентов местного филиала КемГУ, кандидатов наук Вячеслава и Елены Паничкиных “Выживет ли Новокузнецк в XXI веке?”, может получиться дискуссия с участием широкого круга читателей. Конечно, всех волнует вопрос: до какой же черты дойдет деиндустриализация Новокузнецка, прежде всего металлургического комплекса. Его состояние всегда определяло экономическое и социальное положение города. И чтобы лучше это понять, давайте обратимся к истории.

Превращение маленького провинциального Кузнецка в мощный промышленный центр было бы невозможно без грандиозной программы индустриализации СССР. Кузнецкий металлургический комбинат сыграл выдающуюся роль в промышленном освоении громадных пространств Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Средней Азии. Был обжит глухой угол Западно-Сибирского края, на этой территории появилось более десятка городов, освоены железно-рудные запасы Горной Шории. Новокузнецк стал самым современным на сибирских просторах городом, с первым за Уралом трамваем, городским театром, институтом стали, Дворцом культуры и техники, который и сейчас украшает Театральную площадь…

В годы Великой Отечественной войны КМК с Магниткой с равными объемами выплавки стали были основными производителями металлопродукции для военной промышленности — броневой стали и броневого листа, снарядной стали и других марок. С началом войны город принял все производственные мощности запорожских предприятий — “Днепроспецстали”, ферросплавного, алюминиевого заводов, завода имени К. Либкнехта, прокатные станы 750, 450, 360, оборонные заводы Славянска и Дебальцево.

Что касается непроходящих обид по поводу того, что наш город в 1943 году безоговорочно должен был стать, но не стал областным центром, то давайте мысленно перенесемся в тот хотя и победный, но чрезвычайно трудный год. 2 февраля закончилась победой советских войск Сталинградская битва, фашисты готовили реванш. Можно с уверенностью сказать, что Верховному главнокомандующему Сталину было не до обсуждения проблемы, какой город будет областным - Сталинск или Кемерово. Заботы были другого характера - выживание страны…

Хотя кое-какие обиды все же считаю вполне обоснованными. В 1995 году на Поклонной горе в Москве был открыт Мемориальный комплекс Победы с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В музее есть экспозиции многих заводов и городов, внесших наибольший вклад в Победу над фашистской Германией. Есть там экспозиция и Магнитки, а вот Кузнецкий меткомбинат, к сожалению, не представлен. И еще: последние годы немало городов России получили статус городов Боевой или Трудовой Славы. Новокузнецк в этом списке до сих пор не значится…

Развитие индустрии, других отраслей промышленности, городской инфраструктуры продолжилось и в послевоенные годы. И особенно интенсивно — в связи со строительством Западно-Сибирского меткомбината. Реконструировался КМК, были построены 2-я очередь алюминиевого завода, завод “Сантехлит”, завод резервуарных металлоконструкций, химфармзавод и НИИ при нем, швейная и обувная фабрики, драмтеатр, хоккейный стадион, огромные корпуса Сибирского металлургического института, Сибгипромеза, прокладывался “малый Транссиб” — дорога Новокузнецк - Абакан - Тайшет, возводились промышленные объекты сельского хозяйства - Сидоровский свинокомплекс, Кузбасская и Плотниковская птицефабрики и так далее — всего не перечислишь. Со временем Новокузнецк по численности населения перешагнул шестисоттысячный рубеж.

А вывод из всего вышесказанного таков. Крупные промышленные, экономические проекты могут реализовываться только при активном участии государства. На примере нашего города можно понять, что вкладывая большие деньги в развитие одной из базовых отраслей промышленности и параллельно — в развитие города, государство всегда получало огромную отдачу — и во время индустриализации, и в годы Великой Отечественной войны, и в годы послевоенного восстановления народного хозяйства, и в последующие годы экономического развития. Так, например, при строительстве крупнейших сибирских гидроэлектростанций в основном использовался строительный металлопрокат ЗСМК, при строительстве БАМа — прокат и рельсы КМК.

А что же стало с металлургией нашего города и в целом России?

Во времена промышленного расцвета в Новокузнецке выплавлялось 12 миллионов тонн стали, в настоящее время - 6 миллионов тонн. Закрыта и демонтирована львиная доля подразделений бывшего КМК - остались электросталеплавильное и рельсовое производства. Ликвидирован некогда профессионально мощнейший Сибгипромез. Закрыты или перепрофилированы профессиональные училища, готовившие представителей рабочих профессий…

Все эти процессы адекватны усыханию металлургии, а она усыхает не только у нас в городе. В последние годы прекратило существование много нерентабельных передельных заводов. Недавно было объявлено о закрытии еще целого ряда, таких как “Свободный Сокол” в Липецке, Косогорский и Златоустовский метзаводы, а также Орско-Халиловский комбинат, некогда такой же мощности, как и наш КМК.

Внятного объяснения этому процессу нет. Мы знаем только, что в металлургии прошла повсеместная приватизация в соответствии с либеральным курсом, в основе которого лежит утверждение: частная собственность эффективнее государственной. А еще мы знаем, что частная инициатива порой демонстрирует эту эффективность в виде… свертывания крупных производств без какой-либо альтернативы. И, значит, ведет дело к деградации промышленности и социума, который возник когда-то на базе былого индустриального развития.

При этом весь мир знает, что эффективное государственное управление в СССР, Китае, Германии, Японии, Корее было одним из основных факторов “экономического чуда”. Да и в сегодняшней жизни нашей страны есть показательные примеры — контролируемый государством Газпром превратился в могучего игрока газовой отрасли мира, так же как и Роснефть в нефтяной.

Любопытная информация из статьи доктора экономических наук М. Лемешева в приложении к газете “Советская Россия” от 27 февраля 2014 года о доле (в процентах) государственной собственности в продвинутых рыночных странах. США — 32, Англия — 40, Канада — 43. Германия — 48, Италия — 51, Финляндия — 52, Франция — 52, Швеция — 62, Китай — 66, Россия — 12. Нужны ли тут комментарии?

Частники делают лишь то, что им выгодно и что по силам. Так, в нашем городе Евраз вкладывал деньги в развитие электростали, в строительство и реконструкцию непрерывной разливки стали, модернизацию рельсового производства, в экологию той же электростали и других производств. Но это абсолютно несоизмеримо с тем, что было потеряно. Вся инфраструктура, работавшая на металлургию, отправлена в “аут”, то есть в аутсорсинг. Это, прежде всего, машиностроительный комплекс вместе с конструкторскими бюро, проектная и научно-исследовательская базы, промышленно-строительный комплекс со специализированными строительными, монтажными, пуско-наладочными управлениями…

Обратимся в недалекое прошлое 10 — 15-летней давности. В это время многие наши металлургические компании стали транснациональными, с небывалым ростом производственных активов и капитализацией. Были куплены передельные заводы — от Северо-Запада Америки до Южной Африки. Металлурги помнят, как восхваляли этот процесс либеральные экономисты и как, наоборот, они хулили “гигантоманию советской индустриализации” и предсказывали, что возврата к Большому Станку и Рабочей Слободе не будет, а будет что-то сказочное и страшно наукоемкое. Чуть ли не всех тогда убедили, что государству металлургия якобы не под силу — только частный бизнес способен ее развивать. И лишь единицы продолжали утверждать, что полноценное развитие металлургии возможно только при участии государства.

В настоящее время тот “трансконтинентальный бум” утихает, происходит сброс зарубежных активов. И становится очевидным, что пришло время обновлять и свою отечественную металлургию — кое-где менять технологию, оборудование, целые металлургические агрегаты. Это, естественно, касается и Новокузнецка.

И вообще, на мой взгляд, пришла пора создать независимый экспертный совет по металлургии с одной задачей: оценить сложившуюся ситуацию в металлургическом комплексе. Высококвалифицированные кадры для этого в городе еще есть — это ученые-металлурги, проектировщики, экономисты, руководители металлургических предприятий. Каждый год бездействия будет порождать все больше и больше трудностей в будущем.

А ведь не за горами то время, когда начнется реализация крупнейших государственных проектов — по развитию Дальнего Востока, восстановлению и развитию БАМа, строительству газопровода Восточная Сибирь — Китай. И перед нашим городом, единственным на этих бескрайних просторах, где есть большая металлургия, маячит реальная перспектива встроиться в этот процесс. Или это будет праздник не на нашей улице?

Леонид Калинин, почётный металлург Экономика 16 Июл 2014 года 2163 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.