Культура

Нехудожественное напряжение

039_02_2014.jpgНовокузнецкое отделение Союза художников готовится сейчас к своему юбилею, у его председателя Александра Суслова, естественно, дел невпроворот, поэтому довольно долго мы не могли встретиться с ним — поговорить о съезде СХ России, делегатом которого он был. Но вот беседа, наконец-то, состоялась.

Как правило, на таких форумах, как съезд, говорят о наболевшем. Какие темы были самыми актуальными на сей раз? — мой первый вопрос Александру.


— Не темы, а тема, одна, — ситуация с мастерскими… Ты прекрасно знаешь, наша профессия требует определенных условий. Мало иметь талант и желание творить. Обязательно нужно место, где свои творческие замыслы ты будешь осуществлять - мастерская. Но вот уже не первый год наша работа проходит на фоне не только разговоров, но уже действий чиновников, смысл которых в следующем: а не слишком ли, мол, роскошно живут эти художники, нужны ли им такие большие помещения, которые можно выгодно продать…

Приходят в мастерские какие-то люди из городской администрации, многозначительно качают головами, подсчитывают квадратные и кубические метры. Одна дама из управления культуры возмущалась, что мы, художники, ничего не даем бюджету. Человек служит в культурном ведомстве, а о культуре, тем более о творческом процессе не имеет ни малейшего представления… Да, напрямую в бюджет мы, может быть, ничего и не даем. Но мы даем городскому сообществу искусство, поддерживаем его культурный уровень. Что, этого мало? И еще, давайте оценим стоимость тех картин, которые мы безвозмездно передаем Художественному музею, - и получится, что наш вклад в городскую казну вполне приличный. Кроме того, свои мастерские, эти принадлежащие городу помещения, художники ремонтируют за свой счет, потратив за годы сотни тысяч рублей…

Так вот, все эти действия административных лиц привели к распоряжению вышестоящих инстанций: художественные мастерские надлежит считать производственными помещениями с соответствующими тарифами за аренду и коммунальные услуги. Но ведь это же абсурд - поставить нас, художников, в один ряд с производителями, например, окон и дверей! Художественные произведения, к сожалению, не пользуются таким спросом, как те же пластиковые окна. Так что производственные тарифы мы не потянем. И если это давление административных органов продолжится, то художники попросту лишатся мастерских. А это приведет к деградации и, в конечном итоге, - исчезновению нашей профессии.

— Александр, но, может быть, ты преувеличиваешь масштаб проблемы?

— Нет, не преувеличиваю. Все именно так и случится, если власть не даст задний ход. Конечно, художественное творчество сохранится — этого из людей не вытравить, — но на самодеятельном уровне. Что мы можем сделать в наших небольших квартирах? Ну, скажем, нарисовать пером небольшую графическую работу. Графику покрупней уже не сделать. Я уж не говорю о живописной картине. Это краски, которые мажутся и имеют неприятный запах, это полотна, нередко немалых размеров.

Кому-то из художников, может быть, удастся содержать мастерскую. Тем, у кого супруги занимаются малым бизнесом. Супруга, жена, зарабатывает небольшие, но достаточные для нормальной жизни деньги, он, муж-художник, пишет картины и иногда их продает — тоже копейка в семейный бюджет. Но таких семей считанные единицы…

В Новокузнецке напряжение в ситуации с мастерскими нам удалось в определенной мере снять. Глава города Сергей Николаевич Кузнецов вошел в наше положение и распорядился арендную плату за мастерские не брать. Мы, в свою очередь, согласились на безвозмездную помощь городу. Решили регулярно отдавать свои произведения Художественному музею для пополнения его коллекции. Это очень важно. У музея нет средств для закупок картин, но в силу своей миссии городского учреждения он должен в первую очередь пополнять коллекцию произведениями именно местных художников, причем пополнять таким образом, чтобы достаточно полно были представлены все значимые мастера и все периоды их творчества.

В рамках договора с городом мы должны также проводить бесплатные лекции и мастер-классы в художественных школах и училищах, занятия с ребятами с ограниченными возможностями и в детдомах. Что мы, кстати, уже с удовольствием делаем…

Но вернемся к нашей главной проблеме. Два или три года назад художественные мастерские были переведены из жилого в нежилой фонд, и по статусу, как я уже говорил, стали считаться производственными помещениями со всеми вытекающими последствиями. И вот смотрите, какая нелепость получается: я, физическое лицо, заключаю договор с Кузбассэнергосбытом и другими организациями как юридическое лицо. И тарифы мне начисляют как юридическому лицу, а это примерно в три раза больше, чем платят физические лица… В общем, со всем этим абсурдом надо кончать, и как можно быстрее…

— И именно эта задача, как я понял, и была определена съездом Союза художников России как главная на ближайшую перспективу?

— Да, мы приняли резолюцию — обращение к руководству страны утвердить такой статус художественных мастерских, который позволит живописцам, графикам, скульпторам работать в них без страха быть выселенными из них в любой момент. Известно, что еще до съезда руководитель Союза художников встречался и с президентом, и с главой правительства России. И руководители государства, как нам сказали, в проблеме разобрались и поручили соответствующим структурам разработать положение о творческих мастерских, которое устроило бы художников.

— Чем еще запомнился тебе съезд?

— Гигантской выставкой, на которой были представлены все жанры изобразительного искусства художников со всей страны. Работа по отбору произведений на эту выставку была начата задолго до съезда. От новокузнецкой организации было отобрано около сорока картин, а также несколько художественных альбомов, подготовленных нашими искусствоведами. Для сравнения: от кемеровской организации отбор прошли всего семь произведений, от большой новосибирской — сорок два.

Правда, в саму экспозицию попало гораздо меньше работ, чем было рекомендовано: выставочный комплекс Союза художников хоть и огромный, но все равно имеет пределы. Наша организация была представлена всего пятью произведениями: двумя моими, двумя Александра Гаврилова и одним Сергея Шаталова. Это не меньше, чем от большинства других городов, за исключением, естественно, Москвы и Санкт-Петербурга. Столицы, понятное дело, себя не обидели, но что с этим поделаешь. Хотя, поверьте, уровень новокузнецких и вообще сибирских художников в целом ничуть не ниже, чем у столичных.

Валентин Волченков (фото)

Михаил Гревнёв Культура 06 Апр 2014 года 1165 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.