Культура

“В родной Москве мы будем помнить о Сталинске”

073_08_2013.jpgПо страницам газеты “Большевистская сталь”

Новокузнецк не только город металлургов и шахтеров, но и город большой театральной истории. Городской драматический театр, основанный с первых лет Кузнецкстроя, играл важную роль в культурной жизни горожан.

Особенно насыщенной театральная жизнь города была в годы Великой Отечественной войны.

1941 год в Сталинском городском театре, как обычно, начался показом спектаклей текущего репертуара, как классического - “Васса Железнова”, “Нора”, “Горькая судьбина”, “Маскарад”, “Живой труп”, так и патриотического — “Кремлевские куранты”, “Оптимистическая трагедия”, “Дни нашей жизни”.

Театр, имея высокий творческий потенциал, пользовался заслуженным успехом у зрителей, поэтому зрительный зал был почти всегда переполнен, и зрители долго не отпускали актеров со сцены, награждая их бурными аплодисментами.

Вот как, например, оценивает газета “Большевистская сталь” от 3 марта 1941 года спектакль “Живой труп”: “Жизнь героев пьесы - сплошная тяжелая человеческая драма. Нет просвета во тьме, нет выхода к настоящей жизни. Постановщик спектакля художественный руководитель В.В. Познанский и коллектив театра проделали большую творческую работу, дав зрителю глубоко волнующий спектакль. Постановка “Живого трупа” - большое событие в художественной жизни театра”.

Кроме городского театра, в городе функционировал еще один театр — ТЮЗ имени XX-летия ВЛКСМ, который имел отдельное здание со сценой, расположенное рядом с КМК. Руководство города тех лет отчетливо понимало, что театральное искусство необходимо не только взрослому населению, но и детям и подросткам.

Репертуар ТЮЗа изобиловал как классическим, так и современным репертуаром. На сцене театра шли спектакли “Свои люди — сочтемся”, “Женитьба”, “Пионерская застава”, “Не все коту масленица” и другие.

В июне 1941 года страна перешла на военные рельсы. Изменилась и театральная жизнь города.

Городской драматический театр имени Серго Орджоникидзе в сентябре 1941 года был эвакуирован в город Ленинск-Кузнецкий, а на сцене городского тетра начал свою творческую жизнь Новосибирский театр “Красный факел”, который 27 сентября 1941 года показал премьеру — спектакль Шекспира “Гамлет”.

В репертуаре этого прославленного театра в тот 1941 год были спектакли “Машенька” Афиногенова, “Евгения Гранде” Бальзака, “Испанцы” Лермонтова и появился спектакль Мдивани “Батальоны просят огня”.

В конце декабря 1941 года театр приступил к подготовке спектакля “Фельдмаршал Кутузов”. Артист театра “Красный факел” А. Авдеев в заметке “Репетиции спектакля “Фельдмаршал Кутузов” в газете “Большевистская сталь” от 25 декабря 1942 года пишет: “ К премьере коллектив театра готовится с большим творческим подъемом и волнением. Артисты театра сознают свою высокую ответственность перед зрителем, исполняя роли героев войны 1812 года. Постановка спектакля “Фельдмаршал Кутузов” — наш вклад в общее дело борьбы с ненавистным германским фашизмом”.

О том, что спектакль будет масштабным, свидетельствует объявление в газете от 12 декабря того же года: “Театру “Красный факел” для участия в массовых сценах спектакля “Фельдмаршал Кутузов” требуется мужской вспомогательный состав”.

Труд постановщиков и актеров театра увенчался успехом. Обозреватель “Большевистской стали” 23 января 1942 года писал: “Постановочно пьеса сколочена крепко. От начала до конца спектакль смотрится с напряженным вниманием. Хороши сцены прибытия Кутузова к войскам, партизанские сцены. Следует отметить хорошее внешнее оформление крупного исторического спектакля (декорации художника А. Евдокимова). Режиссер спектакля В. Редлих выполнила большую и важную работу”.

В апреле 1942 года спектаклем “Обрыв” театр “Красный факел” закрыл театральный сезон и уступил сцену Московскому государственному театру оперетты, который с апреля 1942 года приехал в город и приступил к репетициям спектаклей.

В репертуаре московской оперетты были классические спектакли: “Сильва”, “Летучая мышь”, “Роз-Мари”, “Свадьба в Малиновке”. К 25-летию Октября в театре был показан спектакль “Табачный капитан”. Зрители с большим теплом воспринимали каждый спектакль московской оперетты.

В сентябре 1942 года в газете “Большевистская сталь” появилось объявление: “Московскому Центральному детскому театру нужны комнаты для артистов на время работы театра”. А уже 4 декабря на сцене ТЮЗа Московский Центральный детский театр открылся премьерой “Сказки”.

18 января 1943 года Московский театр оперетты в помещении городского театра провел костюмированный бал. Танцы продолжались до 5 часов утра. А 27 марта состоялся концерт, весь сбор от которого был перечислен в фонд вооружения Красной Армии.

Весь год до осени Московский театр оперетты радовал зрителей своим искусством. И вот наступил день прощания — театр возвращался в Москву. Состоялся большой концерт.

Газета “Большевистская сталь” 11 сентября 1942 года опубликовала большую подборку материалов артистов оперетты “Мы в разлуке останемся вместе”. Директор театра Я. Гринберг, подводя итоги работы театра на кузнецкой сцене, писал: “Работая в Сталинске, мы встретили в лице наших зрителей - кузнецких металлургов и горняков - чуткую аудиторию. Мы старались не только дать зрителю веселый и бодрящий отдых, но и несли в массы высокую культуру музыкального театра”. А заслуженный артист РСФСР Н. Бравин делился своими впечатлениями о Кузнецкой земле: “С первых же дней моего приезда в Сталинск я был захвачен грандиозностью масштабов снабжения фронта смертоносным металлом. Самоотверженный труд коллектива КМК и других заводов города воодушевлял и наш коллектив на новые творческие победы”.

А 19 сентября 1943 года в “Большевистской стали” помещены материалы благодарных зрителей под общим названием - “Счастливого пути! Плодотворной творческой работы”, в которых, в частности, сталевары Васильев, Чалков, Ляхов рассказали об артистке театра оперетты Елене Филипповне Малуковой, освоившей новую для нее профессию  - третьего подручного сталевара.

Московский Центральный детский театр работал на сцене ТЮЗа. В репертуаре театра были спектакли “Роковой час”, “Большие надежды”, “Недоросль”, “Жан бесстрашный”, “Шутники”, “Проделки Скапена”. Был поставлен и героико-патриотический спектакль “Русские люди”. Газета “Большевистская сталь” 9 мая 1943 года писала: “Спектакль, созданный заслуженным артистом РСФСР И.М. Раппопортом на сцене Детского театра, захватывает и волнует зрителя. Актеры, с увлечением работавшие над этой выразительной и увлекательной пьесой, добились больших творческих успехов”.

В сентябре Московский Центральный детский театр завершил свою работу в Новокузнецке. В статье “Центральный детский театр в Кузбассе” в “Большевистской стали” от 25 сентября 1943 года директор театра Е. Ванеева пишет: “В родной Москве мы всегда будем помнить о Сталинске, в котором провели необычайные дни всенародного подъема и жестокой борьбы с ненавистным врагом. Мы надеемся после близкой и желанной победы еще встретиться с вами, дорогие сталинцы!”

А в декабре 1943 года в город приехал Львовский драматический театр имени М. Заньковецкой. Этот театр уникален во многом: его здание построено во Львове на средства галицкого помещика мецената Станислава Скарбека, открыт в 1842 году. Ныне это Национальный академический украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой — один из лучших театров Украины.

И вот 14 декабря 1943 года в помещении гортеатра спектаклем “Олеко Дундич” Каца и Ржешевского начал свою творческую жизнь театр имени М. Заньковецкой. Вот что писала18 февраля 1944 года “Большевистская сталь”: “Дундич - это образ больших страстей, глубоких страданий и переживаний. Народный артист СССР Б.В. Романицкий создал образ офицера-героя, созвучный герою нашего времени - воину-патриоту, храброму, бесстрашному рыцарю Великой Отечественной войны”.

Художественный руководитель театра народный артист СССР Б.В. Романицкий 11 июля 1944 года писал в газете: “Мы очень хотим создать спектакль строгий, экономный в изобразительных средствах и звучащий любовью к Родине. С творческим напряжением коллектив заньковчан работал над спектаклем “Генерал Брусилов”, и с большим волнением мы собираемся показать этот спектакль нашим зрителям”.

Т. Мытарева 2 августа 1944 года в статье “Патриотический спектакль” пишет глубокую рецензию на спектакль и констатирует: “Генерал Брусилов” — лучший спектакль, подготовленный театром имени Заньковецкой”.

В пользу оздоровительной кампании детей фронтовиков театр 3 июня показал благотворительный спектакль. А 7 сентября здесь состоялась премьера спектакля Н. Погодина “Лодочница”, посвященного Сталинградской битве и тепло встреченного зрителями и общественностью города.

30 октября и 1 ноября состоялись последние спектакли театра имени Заньковецкой перед отъездом на Украину. Был показан спектакль “Наталка Полтавка” Котляревского.

Одновременно с декабря 1943 по осень 1944 года в помещении ТЮЗа работал театр имени М. Горького (объединенные Харьковский и Киевский ТЮЗы). В афише театра были спектакли: “Синий платочек” Катаева, “Зыковы” Горького, “Партизаны уходят в лес” Данилевского, “Десант” Суходольского, “Нашествие” Леонова.

19 ноября в ТЮЗе состоялся прощальный концерт перед выездом на родину.

А 12 ноября постановкой комедии Шекспира “Много шума из ничего” после трехлетнего перерыва открыл зимний театральный сезон 1944 — 1945 годов Государственный театр драмы имени Серго Орджоникидзе.

Военные годы для нашего города ознаменованы ярким подъемом театрального искусства. Театры Москвы (театр оперетты, Центральный детский театр), Украины (Львовский драматический театр имени М. Заньковецкой, Киевский и Харьковский ТЮЗы) и Сибири (театр “Красный факел”) внесли огромный духовный, эстетический вклад в развитие культуры города.

Фото из архива

Владимир Пилипенко, краевед Культура 03 Июл 2013 года 6428 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.