Культура

Злость счастью не помощник

“Когда берешь счастье урывками, по кусочкам, потом его теряешь, как я, то мало-помалу грубеешь, становишься злющей”. Эту реплику Маши из пьесы Антона Павловича Чехова “Три сестры” можно считать объяснением, но не оправданием злости и даже злодейств, совершенных несчастными женщинами. Спектакль драматического театра “Жанна” по пьесе Ярославы Пулинович — о современной женщине, этакой бизнес-вумен, богатой, естественно, но которую оставил молодой сожитель ради ровесницы, оказавшейся в положении. Оскорбленная любимым мужчиной женщина — существо опасное.

Вспомните Медею, убившую собственных детей, чтобы оставить мужа без наследства. Или “Леди Макбет Мценского уезда”. Из разряда разъяренных хищниц и героиня Ярославы Пулинович. Только она физически никого не убивает, не травит ядом. Она просто с помощью своих связей делает жизнь бывшего любовника невыносимой. Ее Андрей, человек с высшим образованием, в один момент остался без денег, без работы, без жилья, и даже из роддома любимую девушку с ребенком забрать ему некуда. Единственный вариант — квартира его бывшей не то жены, не то любовницы. Принять-то она приняла, но только позвонила однокласснику всемогущему, поскольку должность позволяет, с просьбой лишить родительских прав алкоголика и наркоманку. Одноклассник пообещал попробовать.

Вот такую страшную и, как мне кажется, фантастическую историю (не удержалась — пересказала) поставил в нашем театре Юрий Печенежский.

Редко какой режиссер сегодня не использует на театральной сцене киноэкран в качестве выразительного средства. У Печенежского этот прием мы видим и в спектакле “Ганди молчал по субботам”, и в “Жанне”. Оба случая очень удачны. Видеокадры в обоих спектаклях придают больший объем театральному произведению. В спектакле “Жанна” не сходит с экрана девочка-подросток в осеннем пальто, такой беззащитный ребенок. Щемило сердце, при взгляде на эту одинокую девчонку. И когда этот ребенок превратился в жестокого монстра? 

098_14_2018.jpg 

Спектакль начинается со сцены в спальне. Нет, ничего такого суперсексуального. И спальни как таковой нет. Бесконечная горизонталь диванов цвета кофе с молоком, как бы кожаных. После каждого эпизода эти диваны перемещаются в кулису. Словно не спальня, а офис. На диване сладко потягивается Жанна. Милая, сытая кошечка (Елена Амосова). Жанна соблазняет Андрея (Александр Коробов) своими мечтами-планами о поездке в Африку на сафари. А муж (будем так его называть) словно не здесь, хоть и ходит по комнате в одних брюках.

Странные вопросы задает он. Спрашивает о том, сколько получится денег, если на них перевести такие-то проценты. Жанна, прервав мечты, отвечает с быстротой калькулятора. Наконец, Андрей признается, что есть у него девушка, что ребенка ждет. Не сразу верит Жанна Андрею. Но, поверив, тут же выгоняет. И тут же звонит с указаниями — уволить и с просьбами никуда не брать.

Очень легко она переходит из роли ласковой кошечки в роль разъяренной тигрицы. Актриса убедительна во всех этих переходах и состояниях. Также стремительно пускается ее героиня во все тяжкие. В шикарном, вызывающе красного цвета платье она встречает приятеля-бизнесмена, отца троих детей. Андрей Ковзель виртуозно играет роль упивающегося своим положением нового русского. Его Виталий, танцуя с Жанной, грубо и наспех хватает ее за все неприличные места. И не только пьет с ней, как с мужиком, водку, но и разговаривает с ней, как с партнером, не стесняясь, говорит о ботоксе и всех других косметических хитростях, которыми пользуется, чтобы молодо выглядеть. Но и взахлеб рассказывает о своей младшенькой, что купил ей и как вместе смотрят мультики.

Этот эпизод выглядит как расслабляющий аттракцион в мрачной, безнадежной истории.

Эскорт мальчиков по вызову для нее и двух молоденьких ее подчиненных, унижение Андрея, пришедшего попросить взаймы. Так жалобно повторяет он: “Я отдам. Я отдам”. А она ему: “Мальчики по вызову брали больше”.

Пять лет жил он с ней, работал в ее фирме, конечно, не по любви, но на ее доброту надеялся. И молодая жена испытания нищетой не выдержала (Полина Зуева). Только ругань и недовольство слышал он уже от нее. Очень естественно, очень правдоподобно существуют и Зуева, и Коробов в своих ролях. Хочется верить, что не удастся Жанне афера с лишением молодой пары родительских прав. Слишком надуманный конец у этой вполне достоверной истории.

Говорят, объяснение поступкам взрослого человека надо искать в его далеком прошлом. В сцене на кладбище Жанна приходит к могиле отца с роскошным букетом цветов. И в длинном монологе, обращенном к отцу, вспоминает, как бросил он их с матерью, как жили они в бедности, а он пил, и умер-то “в блевотине”, как она отмыла его и похоронила по-человечески, и ходит регулярно на могилку с цветами, а он, такой-сякой, должен гореть в аду. Безжалостная, жестокая, уже давно богатая, успешная женщина. Убедительно играет эту роль Елена Амосова, не впадая в крайности, не прибегая к шаржу. И ее Жанна никакая ни Медея, ни Макбет Мценского уезда. А в общем-то узнаваемого типа женщина. Жаль только, что не вызывает ни жалости, ни сочувствия. Только девочка на экране как будто ни при чем.
Татьяна Тюрина. Сергей Косолапов (фото) Культура 30 Ноя 2018 года 705 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.