Новости

“Милосердие” и наручники

Около года уже идет процесс по обвинению восьми фигурантов в вымогательстве акций АО “Разрез Инской”. Процесса, беспрецедентного для Кузбасса по составу и уровню обвиняемых. 

Напомним, на скамье подсудимых — два заместителя губернатора Амана Тулеева Алексей Иванов и Александр Данильченко, начальник Департамента административных органов Кузбасса Елена Троицкая, миллиардер из списка Forbes Александр Щукин и его доверенное лицо Геннадий Вернигор, руководитель СК РФ по Кемеровской области Сергей Калинкин, замглавы второго отдела по расследованию особо важных дел СУСК РФ по Кемеровской области Сергей Крюков и старший следователь Артемий Шевелёв. 
Генерал-лейтенант Калинкин без малого три года содержится под стражей, остальные находятся под домашним арестом. Фигуранты обвиняются в вымогательстве организованной группой в особо крупном размере — ч. 3 ст. 163 УК РФ, которой предусмотрено наказание от семи до пятнадцати лет лишения свободы. 
С начала процесса, как свидетельствует Тайга.инфо, было опрошено 128 свидетелей (данные на 1 сентября), в том числе немало высокопоставленных лиц. ВИП-свидетеля Амана Тулеева в приведенном списке нет. Между тем, как мы помним, экс-губернатор Кузбасса играл в разыгравшейся в середине 2016 года драме знаковую роль. Именно невозможностью проведения допроса Амана Гумировича в 2017 году в связи с его затянувшейся болезнью объяснялось затягивание расследования резонансного дела. Впрочем, сам Аман Тулеев, собрав пресс-конференцию сразу после задержания его заместителей в ноябре 2016-го, сообщил представителям СМИ о крайне негативном отношении к данному факту и о том, что именно он инициировал отправку заместителей на запущенное предприятие в целях нормализации ситуации. 
В апреле 2018 года, как мы помним, Аман Тулеев ушел в отставку. Формально причиной послужила трагедия с массовой гибелью людей в “Зимней вишне”, но при принятии решения в отношении руководителя, возглавлявшего двадцать лет наш непростой регион, безусловно, принималось во внимание и это резонансное дело. 
Нам, новокузнечанам, оно интересно еще и потому, что ряд фигурантов, в том числе Александр Щукин и Сергей Калинкин, — из Новокузнецка. С именем Щукина связан ряд знаковых для Новокузнецка бизнес-проектов, и исход процесса может в какой-то степени повлиять на будущность города. 
Новокузнечанином является и юрист Антон Цыганков — тот самый, у которого, по версии следствия, вышеназванные фигуранты вымогали акции. К слову, мы были знакомы с Цыганковым еще до данного инцидента — он защищал Татьяну Васюк во время судебного процесса по “делу Мартина” в 2014 — 2015 годах… В данном же процессе Антон Цыганков фигурирует в качестве потерпевшего. 
Что стало известно за это время? Судя по публикациям коллег (мы сами участия в судебных заседаниях не принимаем), рассматривается оценка ситуации, в которой оказалось в середине 2016 года предприятие, и процедура перехода прав на контрольный пакет акций (513 акций, или 51,3 %), держателем которых являлся Антон Цыганков. 
Судя по показаниям свидетелей, аховое положение предприятия, на котором несколько месяцев не выплачивалась зарплата, побудило региональные власти вмешаться в ситуацию. 
“Я знал, что это предприятие с момента своего создания стабильно генерировало большой убыток, — приводит издание legal. report слова сенатора от Кузбасса Алексея Синицына. — В течение шести лет, по-моему, сумма непокрытого убытка составила 6 миллиардов рублей, а общий размер обязательств — около 12 миллиардов рублей. Шахта находилась в плачевном финансово-экономическом состоянии. Знаю, что часть работников шахты отказалась продолжать трудовую деятельность”. 
“Александр Филиппович [Щукин] привлекался как специалист-угольщик, насколько я помню, Департаментом угольной промышленности, — приводит “Тайга. инфо” слова Максима Макина, бывшего в то время первым заместителем губернатора Амана Тулеева. — Надо было спасать шахту. Если бы мы ее не спасли, мы бы ее потеряли… Губернатор нас на это настраивал, и мы все в этой парадигме жили”. 
“Было три главных акционера со значительными пакетами: Юшваев Гавриил Абрамович, Якобашвили Давид Михайлович и я, — рассказал акционер “Разреза Инского” с 2005 по 2015 год Илья Гаврилов. — И пять акционеров, каждый из них был представителем управляющей компании, держали небольшие пакеты акций… Антон Цыганков — это тот человек, которому я продал за очень дешево, подарил фактически свой пакет акций в 2015 году”, — сообщил суду Гаврилов, объяснив причину такого решения убыточностью предприятия в связи с сильным падением цены на добываемый энергетический уголь. 
“Вице-губернаторы Иванов и Данильченко, начальник Департамента администрации Троицкая предлагали и уговаривали Цыганкова продать акции разреза “Инской” для погашения долгов, взяв на себя обязательство найти покупателя. Поскольку денег у Цыганкова не было, он согласился встретиться с потенциальным владельцем. В ходе переговоров Цыганкову был представлен покупатель. И адвокат после выхода из ИВС по своей воле пришел в офис “ЗапСибУгля”, где обсуждал с юристами правовые аспекты отчуждения акций разреза “Инской”, и в результате оформил у нотариуса документы по дарению акций и внесению их в капитал иного общества. Между тем фонд “Милосердие” начал выплату материальной помощи работникам разреза “Инской”, которая, кстати, не была компенсирована фонду акционерами и менеджментом. Тысячный коллектив шахты получил из “Милосердия” 23,5 миллиона рублей из 100 миллионов рублей, перечисленных в фонд Щукиным. Через неделю после забастовки Щукин встретился с инвестором (возможно, собственником) разреза “Инской” Гавриилом Юшваевым. Для последнего оказалось неожиданным катастрофическое состояние шахты. Стороны договорились о сотрудничестве, и Юшваев погасил полностью долги по зарплате”, — сообщает rapsinews.ru. 
В ходе судебного рассмотрения всплывают любопытные свидетельства — и о понуждении видных бизнесменов к выплате весьма “круглых” сумм в губернаторский фонд “Милосердие”. И о фразе “Мне некогда, я бегаю с паяльником, отбираю шахту”, принадлежащей заместителю губернатора Алексею Иванову — ее называют шуткой, но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки. И о наручниках на Цыганкове, в которых его привезли на подписание договора о дарении акций. 
Возможно, всплывет еще что-то. Судя по ходу рассмотрения, процесс обещает быть долгим. Главное, чтобы те, кто вершит судьбы, сделали верные выводы.
Сергей Бабиков Новости 08 Окт 2019 года 426 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.