Политика

Кто богатствами Сибири прирастать будет?

Дмитрий Медведев предложил отобразить пришельцев из космоса — метеоритный дождь над Челябинском — на гербе Красноярского экономического форума. Только где Урал, а где Красноярск? Если уж речь зашла о выборе символов, то в герб логичнее вписать пришельцев из Турции. Потому что за день до падения Чебаркульского метеорита в Красноярский горсовет поступило предложение от турецкой компании “начать хоть завтра строительство метро в городе”.
Компания “Колин” обещает построить линию за четыре года и на свои средства (2 миллиарда долларов) с расчетом, что город вернет деньги в несколько лет со смешным, по нашим меркам, процентом. Горсовет уже прикидывает, не провести ли референдум по этому поводу. Но это только “турки строят чудеса Святой Руси за полчаса” - помимо метростроевского на форуме обсуждались проекты, которые вынашивались многие годы. Такие, например, как модернизация Красноярского аэропорта “Емельяново” или строительство ветки от Транссиба в Туву…
Ожидалось, что премьер объявит здесь о создании госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока. Предвосхищая сей торжественный момент, Олег Дерипаска обрисовал выгоды, что обещает бизнесу реализация проекта этой мегамонополии. Ему оппонировал экономист Владислав Иноземцев, который рекомендовал государству “сместить акценты при разработке дальнейших планов освоения Сибири — с гигантомании на банальную экономическую эффективность”.
Накануне Иноземцев опубликовал в “Ведомостях” пространную статью, где доказывал, что проблема Сибири вовсе не в нехватке людских ресурсов, а в низкой эффективности труда сибиряков, как, впрочем, и всех россиян. По мнению экономиста, эта проблема не решается для большинства регионов за Уралом финансированием из Центра. Следует просто оставлять регионам приемлемую часть их доходов для социального и технического развития.
Иноземцев утверждает, что, хотя, по официальной статистике, на Сибирь приходится менее 10 процентов российского экспорта, на самом деле она обеспечивает три четверти общего объема экспортных доходов. (О причинах такой “статистической погрешности” автор ничего не сообщает, но можно догадаться, что Росстат в расчетах стоимости экспорта исходит из тех же соображений, что и налоговое ведомство: богатства России, по их мнению, прирастают главным образом трудами головных офисов добывающих компаний по месту их столичной прописки.) Словом, уравновесьте межбюджетную и налоговую политику на восточных территориях, и Сибирь сама поднимется. Это рынок, а не Центр должен решать, куда и когда повернуть великие финансовые потоки на Востоке, — на социальную сферу, на строительство коммуникаций или на развитие кластеров, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Дмитрий Медведев, вопреки ожиданиям, забраковал оба варианта — и тот, что от Иноземцева, и тот, что от Дерипаски. Сказал, что “госкомпания — это тупиковый путь”, а децентрализация сильно пугает региональные власти. Заметил только, что “мы должны развивать переработку в Сибири, какими бы ни были цены на сырье и сопутствующие расходы”. Поскольку вопрос, за счет каких инструментов это следует делать, остался открытым, поищем сами третий вариант.
Неделю назад был обнародован очередной рейтинг российских долларовых миллиардеров. Таковых нынче 131 — почти на 10 процентов больше, чем в 2011 году. Большинство из них зарабатывает на сибирских активах. Так, может быть, если уж эти цифры растут в России в разы быстрее, чем ВВП, стоит удвоить усилия в деле, которое нам удается лучше всего? Лозунг “Ежегодно и неуклонно удваивать число миллиардеров!” не просто амбициозно звучит, он еще и экономически целесообразен. Нетрудно подсчитать, что при такой прогрессии через пару десятков лет не то что любой сибиряк, но и каждый россиянин станет миллиардером. Хоть в долларах, хоть в юанях, хоть в турецких лирах, не говоря уже о рублях. И, заметьте, без всяких там референдумов.

Александр Денисов Политика 23 Фев 2013 года 1336 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.