Политика

Ничто на земле не проходит бесследно

Вчера, 4 марта, исполнилось ровно три года с даты последних президентских выборов. Сегодня, 5 марта, три года с того момента, как новокузнецкий пенсионер, бывший шахтер Николай Ташкеев начал борьбу за привлечение к ответственности виновных в выборных фальсификациях.

Бороться за чистоту выборов в Новокузнецке — возможно ли это? Искать правды в городе, где председатель Муниципальной избирательной комиссии не видит ничего странного в появлении кучи бюллетеней в урне для голосования еще до начала самого голосования? Ах, вы не знаете о планах на выборы, спускаемых “сверху”? Об инструктажах председателей УИКов… Ну, батенька, я прямо и не знаю, что вам прописать!..

Николай Иванович — скромный пожилой мужчина. До выборов 2012-го к контролю над избирательным процессом касательства не имел. Но есть в нем, наверное, гражданская гордость, горняцкий стержень, не позволяющий махнуть рукой на все это болото, заставляющий искать правду-матушку, что обходит наш край стороной. В далеком 2012-м, прослышав наказ тогдашнего кандидата в президенты Владимира Путина организовать действенный народный контроль за чистотой выборов (тогда, если кто забыл, впервые на всех избирательных участках были установлены камеры видеонаблюдения), решил включиться, не стоять в стороне.

По рекомендации КПРФ вошел в состав Территориальной избирательной комиссии Заводского района, одновременно стал куратором наблюдателей от этой партии.

Получив сообщения о предполагаемых нарушениях на трех УИКах в Заводском районе (№ 606, № 607, № 628) и на УИК № 667 в Орджоникидзевском районе, Николай Ташкеев решил добиваться привлечения фальсификаторов к ответственности. И началось…

Наши славные правоохранительные органы ни в какую не желали рассматривать представленные документы и доказательства. Хоть убей! Мы уже не раз описывали перипетии Ташкеева, на примере которого, похоже, власть пытается продемонстрировать свою непробиваемость и отбить у “всяких умников” желание совать нос куда не следует. Органы прокуратуры передали обращения Николая Ташкеева в Следственный отдел по Новокузнецку, где от проведения проверок отказались. Вместо этого бумаги были пересланы в Муниципальную избирательную комиссию (которая никакого отношения к проведению выборов президента не имеет), а оттуда — в территориальные избирательные комиссии в Заводском и Орджоникидзевском районах. ТИКи, естественно, ответили, что никаких нарушений не выявлено. Круг замкнулся, в расчете на то, что Ташкеев успокоится, плюнет на это дело и все пойдет по-прежнему.

Ташкеев не плюнул. Он обжаловал незаконные действия руководителей следственных органов А.А. Ткача и Д.Н. Шемета, а также и председателя Муниципальной избирательной комиссии А.Г. Белоусова.

Параллельно в течение года (!) Николай Иванович пытался добиться через прокуратуру, через “Ростелеком” предоставления ему материалов видеофиксации процесса голосования на перечисленных УИКах. Но — тщетно. Это только в теории все просто — на практике и тут оказалась непробиваемая стена.

Но и непробиваемые стены пробиваются, если наскрести пороху в пороховницах и подобрать нужный калибр. Минкомсвязи не смогло проигнорировать запрос депутата Госдумы, до которого достучался неугомонный Ташкеев и предоставил затребованную информацию. Получив материалы видеофиксации, Николай Ташкеев вместе с сочувствующими ему провел кропотливый просмотр и подсчет фактически проголосовавших граждан, сравнение подсчета с протоколами по УИКам.

Видел эти видеозаписи и я. Очень повеселил один шустрый молодой человек, который, не стесняясь видеокамеры, не меньше десяти раз подходил к урне и совал в нее пухлые пачки бюллетеней, судорожно заталкивая листки в узкую, зараза, щель заветного ящика. После того как бюллетени проваливались вглубь, с явным облегчением отходил от урны, чтобы через некоторое время опять подойти к ней и затолкать очередную порцию.

Сомнений в принадлежности деятельного молодого человека к составу участковой избирательной комиссии никаких: вот он выставляет переносные ящики для голосования, вот дружески переговаривается с другими членами УИКа, вот позирует с собственным бюллетенем, под хихиканье членов комиссии… Были и другие персоны, не раз подходившие к урне.

Фамилии активиста Николай Ташкеев не знает — он не следователь и не вправе никого допрашивать. Зато он вправе подавать заявления, жалобы, оспаривать решения должностных лиц, выступать в судах, в том числе и в качестве истца. Всеми этими правами он целеустремленно пользуется. В надежде на позитивный — не для себя лично, а для всего нашего гражданского общества — результат.

Формат газетной статьи не позволяет подробно описать всех деталей отстаивания Ташкеевым своей позиции. Но факты таковы: на сегодняшний день проведено уже свыше восьмидесяти (!) судебных заседаний с участием Ташкеева по заявлениям о фальсификациях на выборах. Вынесено 12 (!) судебных постановлений о признании бездействия следственных работников незаконным, шесть из них уже вступили в законную силу. 193 должностных лица рассматривали заявления Ташкеева о фальсификациях и принимали какие-то решения, давали ответы, ставили свои подписи (список лиц и инстанций у нас имеется, но опубликовать его на газетных страницах не представляется возможным в связи с объемом сведений). Поданы сотни (!) обращений и заявлений о фальсификациях в самые разные инстанции. Исписаны тысячи (!) листов бумаги. Потрачено три года жизни пенсионера. Однако за три года нет ни одного привлеченного к ответу.

Нет, не все так однозначно безнадежно. Председатель Муниципальной избирательной комиссии Андрей Белоусов, к примеру, в июне прошлого года подал в отставку — вместе со своим заместителем Михаилом Лавровым и секретарем Надеждой Синельниковой. А в феврале этого года подал в отставку и глава Территориальной избирательной комиссии по Заводскому району Олег Битюцкий. В какой степени эти шаги связаны с деятельностью Ташкеева, сказать сложно. Но то, что эта деятельность вызывает крайнее раздражение во властных коридорах, очевидно.

Нам же, простым избирателям, важно понимать, что выборы — не профанация. Что это мы выбираем, а не за нас рисуют “нужные” цифры в соответствующих клеточках. Что выявленные нарушения, злоупотребления и преступления получат адекватную оценку, а виновники — неотвратимое наказание. Иначе в один прекрасный день осознание того, что “эту власть выбирали не мы”, может привести к необратимым процессам. Нам это надо?..

К слову, в декабре 2014-го Николая Ивановича наградили. Медаль “Защитнику свободных выборов” он получал в Москве. Нет, не из рук президента, чье доброе имя пытается защитить. И не от Центризбиркома, который, казалось бы, первым должен быть заинтересован в чистоте избирательного процесса. Награду учредили российские общественные организации — “Московская Хельсинкская группа”, “Центр содействия демократии и правам человека “Голос”, “Лига избирательниц Санкт-Петербурга” и другие. Медали получили всего шесть человек в стране, пять из которых проживают в европейской части России. Из уральской, сибирской и дальневосточной частей России был один Ташкеев.

 

Сергей Бабиков Политика 05 Мар 2015 года 1729 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.