Экономика

Дело об утраченных миллиардах

Представители Следственного комитета рассказали, как движется “дело Павлова”

Напомним, экс-директор Новокузнецкого муниципального банка Александр Павлов после остановки деятельности НМБ по причине отзыва лицензии 9 января текущего года был отстранен от исполнения обязанностей. По распространенной информации, “директор, осуществляя управление банком, в коммерческих целях перевел активы (денежные средства) банка в иные банки Российской Федерации для погашения обязательств банка в сумме, которая не позволила вкладчикам воспользоваться своими денежными средствами, находящимися на счетах. Банк был лишен достаточного резерва по обеспечению кредитных займов, интересов вкладчиков и организаций”.

За витиеватой формулировкой, очевидно, следует понимать, что компания “Южкузбасстрой” как основной акционер и фактический владелец НМБ использовала привлеченные банком средства в своих целях. Чтобы “обойти” ограничения, накладываемые Банком России, деньги брались не только напрямую, но и через сторонние кредитные организации по усложненным схемам, законность которых сейчас и проверяют компетентные органы.

По информации пресс-службы Следственного управления по Кемеровской области Следственного комитета России, в настоящее время осуществляется расследование дела, возбужденного по статье 201, часть 1, Уголовного кодекса РФ “Злоупотребление полномочиями” (максимальное наказание — лишение свободы на срок до четырех лет). Впрочем, часть 2 той же статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет. Отличие первой части от второй — в формулировке “повлекшее тяжкие последствия”. Не исключено изменение позиции в случае, если следствие усмотрит к тому основания.

Обвиняемым пока проходит один Павлов, Александр Сергеевич, пояснили представители пресс-службы. Экс-директор НМБ находится под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Возможно привлечение в качестве обвиняемых и иных лиц. “Следствие сейчас занимается анализом движения средств за последние два года, — сообщили нам в пресс-службе СУ СКР. — Это огромная работа, на завершение которой требуется время”. Также нам сообщили, что по некоторым эпизодам банковских взаиморасчетов уже выявлены некие нарушения, но говорить о чем-то конкретном пока нельзя. Кроме того, подчеркнули представители пресс-службы, следствие активно контактирует с конкурсным управляющим Новокузнецкого муниципального банка Валерием Тогулевым, который помогает в расследовании дела.

Сам Тогулев ранее сообщал нам о том, что размер претензий к ЮКСу и структурам, через которые компания получала средства (например, по договорам, поручительство по которым предоставлялось НМБ), составляет порядка 3,2 миллиарда рублей.

К слову, о неустойчивости “колосса на глиняных ногах”, превратившегося в “финансовый отдел Южкузбасстроя”, говорилось еще несколько лет назад, когда НМБ внешне казался вполне респектабельным и надежным. Только низкий уровень обязательных нормативов “мунбанка” указывал непосвященным на некие проблемы, вскрывшиеся, как чирей, в конце 2013 — начале 2014 годов. И захлестнувших многих вкладчиков.

Так, если граждане, размер депозитов которых не превышал семисот тысяч рублей, отделались легким испугом (средства им тогда же, в конце января, компенсировало Агентство по страхованию вкладов), то выплаты остатков от более серьезных сумм под большим вопросом. Ну а, скажем, управляющие компании, державшие деньги жильцов на счетах НМБ, остались “с носом” и теперь собирают средства заново; обескровленными остались многие предприятия, державшие средства на расчетных счетах “муниципального”. Без перспективы получить что-то от завершения процедуры банкротства, ибо место юридических лиц в очереди — последнее, до них эта очередь, скорее всего, не дойдет вовсе.

На январской пресс-конференции представители Центробанка признали, что объективные предпосылки к краху Новокузнецкого муниципального были (остальные банки Новокузнецка никаких претензий у контролирующей структуры не вызывают). “Новокузнецкий муниципальный банк был активно вовлечен владельцами в кредитование их собственного бизнеса”, — сообщил Центробанк РФ. Почему сия истина открылась Банку России только после того, как последствия стали необратимы, а дело переместилось в уголовную плоскость, представители этой структуры ничего внятного ответить не смогли.

Источник в областной администрации тогда, в январе, сообщил, что, обратись руководители ЮКСа вовремя, расскажи о своих проблемах, и развития ситуации по худшему сценарию удалось бы избежать. Но те “понадеялись на деньги Щукина”, которыми закрыть финансовую брешь не удалось…

Сергей Бабиков Экономика 24 Июл 2014 года 5524 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.