Экономика

Деньги из тумбочки

127_08_2013.jpgПо прогнозам, дефицит бюджета Кузбасса в будущем году составит 10,985 миллиарда рублей, или 15 процентов от расходов, сообщают информагентства со ссылкой на начальника главного финансового управления области Сергея Ващенко. Согласно проекту бюджета, утвержденному на прошлой неделе коллегией региональной администрации, доходы областной казны предполагаются в размере 88,5 миллиарда рублей, расходы — 99,36 миллиарда рублей. На образование запланированы расходы в размере 29,6 миллиарда рублей, на социальную поддержку населения — 17 миллиардов, на здравоохранение - около 10 миллиардов.

В последней цифре не учтены взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения. Но это далеко не самая значимая величина для областной казны. Есть “иксы” куда более существенные: при расчете дефицита не учитывались так называемые безвозмездные поступления в бюджет Кемеровской области — трансферты из Центра (дотации, субвенции, субсидии). Эти суммы, а они в последние годы стали весьма внушительными, невозможно обозначить в проекте, поскольку федеральный бюджет-2014 миновал лишь стадию первых парламентских чтений.

Словом, слишком много неизвестных, чтобы провести корректное сравнение утвержденного коллегией проекта с обнародованными весной показателями исполнения бюджета Кузбасса за 2012 год. И все-таки будет не лишне вспомнить, что тогда бюджетный дефицит в области по факту превысил 10 миллиардов (7,7 процента от расходной части). Доходы бюджета составили тогда 120,926 миллиарда рублей, расходы - 131,051 миллиарда рублей. На образование в 2012 году потратили 39,185 миллиарда, на здравоохранение — 22,85 миллиарда рублей…

Если даже просто, не претендуя на сколько-нибудь серьезный анализ, соотнести эти цифры с теми, что фигурируют в утвержденном неделю назад проекте, становится вполне очевидным: без существенного увеличения федеральных трансфертов Кузбассу концы с концами не свести. (В силу теперешнего состояния “отраслей-кормильцев” надеяться на восстановление в прежних объемах их отчислений в бюджет по налогу на прибыль не приходится — ведь они упали почти на 60 процентов, зато постоянно растут социальные обязательства региона.) К слову, в прошлом году безвозмездные поступления в казну Кемеровской области из федерального бюджета составили 15,602 миллиарда рублей.

Между тем в межбюджетной политике Минфина наметилась крайне неблагоприятная для регионов тенденция. Если прежде федеральные трансферты худо-бедно, но все-таки увеличивались в объемах, то теперь они существенно урезаются. У меня нет данных конкретно по Кузбассу, но в целом по стране объем поступлений из Центра сократился с начала этого года на 13 процентов. Что это — обдуманное изменение привычного курса или все дело в том, что в федеральной казне стало просто меньше денег?

Когда Минфину вменяют в вину, что расходы субъектов Федерации растут в два раза быстрее доходов, тот раздраженно парирует: мы вынуждены отбирать субсидии у тех, кто их хронически не выбирает. У регионов свое оправдание: действующий механизм получения трансфертов и дальнейшего их расходования обставлен такими процедурными условиями, что подчас их невозможно соблюсти в срок. Причем себя министерство не слишком стесняет временными рамками и процедурным регламентом при перечислении денег.

Чтобы разобраться, кто тут прав, журналистской квалификации будет маловато. Единственное, что не вызывает сомнения: “избыточных” трансфертов не бывает. А если они таки обнаруживаются Минфином, это значит, что действующая система межбюджетных отношений дает сбой даже в ситуации нулевого роста экономики в стране, когда фискальная централизация, по идее, должна являть свои преимущества. В тяжелые времена “сжатый кулак” эффективнее “растопыренной пятерни” — так ведь, кажется, принято считать? Но, к счастью, время тотальной налоговой разверстки, когда она становится оптимальной формой управления “отечеством, которое в опасности”, видимо, еще не пришло. И, будем надеяться, не придет.

Есть, однако, основания считать, что именно введенная десять лет назад система консолидации основной части налоговых сборов в Центре с последующей раздачей трансфертов местным бюджетам и привела как раз к постепенному затуханию экономического роста в России. Руководители субъектов Федерации (губернаторов почти сразу после этого стали уже назначать, а не выбирать — совпадение?) сообразили, что отныне востребованы совсем иные качества, нежели умение развивать региональное хозяйство и пестовать частную инициативу. Неудивительно, что в этой системе ценностей число регионов-доноров стало медленно, но верно сокращаться.

А если выдачи из “тумбочки” и уменьшатся, бюджетный дефицит можно закрыть госкредитом — объем заемных средств, идущих на эти цели, растет на местах с каждым годом и, говорят, небывалыми темпами. А почему не взять, если дают? Ведь государство так или иначе придет на помощь. В крайнем случае введет внешнее управление. У нас, чай, не Штаты, и банкротства в стиле Детройта для муниципальных округов, а тем более регионов законодательством не предусмотрены.

Александр Кириллов Экономика 05 Ноя 2013 года 839 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.