Экономика

Откуда рельсы тянутся

118_13_2014.jpg8 — 9 октября в Новокузнецке заседала 130-я межведомственная “Рельсовая комиссия”

В России нет другого научно-инженерного форума со столь давней историей. Первые заседания “Рельсовой комиссии” относятся к временам строительства Транссиба в конце позапрошлого века. Словари утверждают, что у истоков этого ежегодного совещания, рассматривающего вопросы эксплуатации рельсовых путей, экспериментальных и серийных технологий изготовления рельсов и скреплений, стоял еще царский министр путей сообщения Сергей Витте.

Граф, оказавший массу услуг своему Отечеству на поприще государственной службы, внедрил в систему магистральных линий не только стальные рельсы, но и знаменитый, сохранившийся в железнодорожном обиходе до наших дней чайный подстаканник в металлическом окладе. В связи с этим будет уместно заметить, что “Рельсовые комиссии” 2010, 2013 и 2014 годов “чаевничали” в Новокузнецке. И нет нужды долго распространяться почему. Реконструкция рельсобалочного цеха ЕВРАЗ ЗСМК вывела предприятие в число мировых лидеров по производству рельсового проката, отвечающего лучшим на сегодня характеристикам. В двухдневном совещании приняли участие более 150 специалистов — металлургов, железнодорожников и ученых, включая представителей Nippon Steel (Япония) и Voelstalpine (Австрия). Были сделаны десятки научно-производственных докладов.

Заседанию предшествовала пресс-конференция Константина Волкова, сопредседателя “Рельсовой комиссии”, Алексея Головатенко, директора ЕВРАЗ ЗСМК по операционной деятельности дивизиона “Железнодорожный прокат”, и Владимира Воробьева, советника президента ОАО “РЖД”. Они отметили, что в силу не лучшего финансового положения железнодорожного ведомства закупки рельсовой продукции сегодня ниже потребности. “Берем пока 500 тысяч тонн, что не вполне позволяет выходить на необходимые объемы ремонтов железных дорог”, - посетовал советник президента РЖД. Отвечая на вопрос, в какой мере востребованы 100‑метровые рельсы, выпускаемые ЕВРАЗ ЗСМК и Челябинским меткомбинатом, Владимир Воробьев сказал, что они составляют 60 процентов от заказов РЖД. (Прежде “стометровки” закупались в упомянутых выше японской и австрийской компаниях.)

Алексей Головатенко напомнил, что ЕВРАЗ ЗСМК выпускает рельсы для железных дорог, трамваев и метро. Продукция отвечает российским, европейским и американским стандартам качества. В Новокузнецке, на площадке ЗСМК предполагается открыть рельсо-сварочный пункт, что позволит сократить путь продукции от прокатного стана до места укладки рельсовых плетей. На комбинате сегодня разрабатывают технологию изготовления рельсов так называемой “низкотемпературной надежности”, которые могут эксплуатироваться в условиях Заполярья - выдерживать температуру в амплитуде от +40 до -50 градусов, что повысит срок эксплуатации рельсов в условиях Крайнего Севера в 2,5 — 3 раза. Компания уже проводит первичные тестовые испытания.

Подробно о том Алексей Головатенко высказался уже на заседании, и его сообщение стало одной из главных новостей “Рельсовой комиссии”. Примечательно, что на эту же тему выступил Франк Норберт, главный технолог компании Voelstalpine. Австрийцы разрабатывают похожую технологию и надеются, что она будет востребована в России. В обоих случаях прозвучало: “Аналогов такой продукции в мире нет”. Вопрос, кто первый сумеет застолбить ноу-хау, не дискутировался, но некоторые участники заседания озвучили идею перехода только на отечественную продукцию и комплектующие.

ЗАО “Транспутьстрой” заявило о планах РЖД по внедрению комплексной системы пространственных данных (КСПД), которая позволит усилить контроль за эксплуатацией железнодорожных путей и диагностировать любые изменения объектов, вплоть до неполадок скреплений или дефектов рельсов с максимальной точностью. К концу 2014 года КСПД будет функционировать на 13 тысячах километров пути. Комплекс также станет информационной базой для разработки и обоснования более точных нормативов технического обслуживания пути и дефектоскопии. Об этом в своем докладе в ходе “Рельсовой комиссии” заявил Вячеслав Ермаков, главный инженер ЗАО “Транспутьстрой”, компании-разработчика системы и партнерской организации ОАО “РЖД”. В рамках второго дня “Рельсовой комиссии” прошло также обсуждение проекта изменений в новом государственном стандарте для производства рельсов, разработанном ОАО “ВНИИЖТ”.

Накануне заседания в деловой прессе появились сообщения о том, что “Мечел” ведет переговоры “о продаже ряда производств”. Каких именно, не уточнялось. Не исключено, что речь идет о новом рельсовом стане на Челябинском металлургическом комбинате. Во всяком случае, “все сразу посмотрели на ЕВРАЗ”, потому что, во-первых, ранее из крупных российских меткомпаний, кажется, только он не заявлял об отсутствии интереса к приобретению активов корпорации Игоря Зюзина, испытывающей известные проблемы с обслуживанием кредитов. А во-вторых, покупка холдингом конкурирующего производства представляется вполне логичной сделкой: в этом случае он станет единственным производителем рельсов в России. Президент ЕВРАЗа Александр Фролов сообщил, однако, в прессу, что “пока его компания не получала каких-либо предложений о приобретении активов “Мечела”, но готова рассмотреть возможность покупки, если ей такую возможность предложат”.

Кто знает, будет ли предложено и рассмотрено (у ЕВРАЗа долгов тоже немало), только монопольное положение на отечественном рынке еще не гарантирует сбыта. Это в конце 2012 года Владимир Якунин был вправе попенять металлургам за то, что те припозднились с выпуском “стометровок” — пришлось в который раз закупать у японцев и австрийцев. В связи с чем эксперты “Ведомостей” прикидывали не без сомнения, а смогут ли новокузнечане и челябинцы закрыть в ближайшей перспективе потребность РЖД в 100-метровых рельсах, которая тогда оценивалась в 670 тысяч тонн ежегодно. (В будущем до миллиона тонн.) Нынче ситуация прямо противоположная: новые станы запущены, а вот с финансами у железнодорожников проблемы.

Напомню слова Владимира Воробьева, советника президента РЖД: “Берем пока 500 тысяч тонн”. И это сказано об объеме закупок по всему рельсовому сортаменту. Хотя, судя по озвученным ранее в прессе цифрам из долговременных договоров РЖД с “Мечелом” и ЕВРАЗом, железнодорожники планировали закупать этой продукции намного больше. Так что на российском театре “рельсовой войны” между двумя титанами металлургии вынужденное затишье - в железнодорожном титане маловато кипятку.

Валентин Волченков (фото)

Александр Кириллов Экономика 15 Окт 2014 года 2213 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.