Экономика

Погнавшись за дешевизной

Купив три года назад у Евразруды её активы в Хакасии и впридачу Мундыбашскую обогатительную фабрику в Кузбассе — все вместе за более чем скромную сумму в 10 миллионов рублей, компания “Руда Хакасии” обнаружила недавно, что “попала на миллиард”.
Таштагольский городской суд удовлетворил иск прокурора Таштагола Аркадия Карманова, обязав ООО “Мундыбашская обогатительная фабрика” (МОФ) разработать проект консервации хранилища пульпообразных отходов в долине реки Жасменка, обустроить объект и обеспечить его безопасное содержание. Стоимость всех этих работ оценивается приблизительно в миллиард рублей.
С того момента, как “Руда Хакасии”, вдохновленная поддержкой республиканского правительства, приобрела у ЕВРАЗа по дешевке целый горнорудный комплекс, произошло много чего такого, что заставляет покупателя вспоминать об этой сделке с большим сожалением: снижение цены на рудный концентрат, оптимизации, переходящие в остановку рудников, протестные акции горняков, попытка вернуть объекты Евразруде, заявления о финансовой несостоятельности… Что касается конкретно МОФ, то она закрывалась, вновь открывалась, и, наконец, в октябре прошлого года её персонал был уволен. Позднее на предприятии было введено наблюдение, а полгода назад — конкурсное производство. Предполагалось, что за счет предстоящей распродажи фабричного имущества будет покрыта основная часть долга перед кредиторами, который составляет около 150 миллионов рублей.
Однако судебное решение по иску прокурора Таштагола превращает требования кредиторов “в пульпу”, поскольку оно обязывает должника профинансировать мероприятия по консервации хвостохранилища, причем вне очереди кредиторской задолженности за счет своей конкурсной массы. Кредиторы намерены опротестовать решение суда, но, по логике вещей, оно выглядит вполне обоснованным — на кого, как не на хозяина, даже если он разорен, возложена по закону ответственность за консервацию и содержание подобных объектов. 
О Жасменке, кроме мундыбашцев, мало, наверное, кто слышал. Мы связались с администрацией городского поселения выяснить, что за водоем такой. Глава поселения Владимир Камольцев сказал, что это ручей, от которого летом остается, пожалуй, только мокрое место. Однако по весне, особенно после такой зимы, как нынешняя, если все пустить на самотек, может разразиться катастрофа. Случись здесь, не дай бог, нечто похожее на то, что произошло в 2010 году в Новокузнецке, когда прорвало перемычку отстойника на Абагурской аглофабрике, о Жасменке услышат все. 
“Руда Хакасии” ручью не враг, но генеральный директор компании Юрий Захаров полагает: суд должен был учесть, что фабрика работала под крылом “Руды Хакасии” всего ничего, зато предыдущие десять лет — в составе Евразруды. (Та, в свою очередь, унаследовала МОФ от “Сибруды”, эксплуатировавшей это производство с незапамятных времен.) Следовательно, расходы на консервацию необходимо распределить между двумя последними собственниками пропорционально срокам их владения фабрикой, считает гендиректор.
В логике ему тоже не откажешь. Только раскошелиться на миллиард вряд ли какому владельцу придется — нынешнему или бывшему, порознь или вместе. Фабрике в любом случае не хватит конкурсной массы на исполнение судебного решения. Так что, скорее всего, заботы о хвостохранилище будут поручены местной администрации. “Коммерсант” наводил справки в прокуратуре Кемеровской области и выяснил, что там считают вполне вероятным такой исход дела.
Можно с большой долей уверенности предположить, что в любом случае пострадают интересы кредиторов. А вот что будет с Жасменкой, далеко не ясно. Как-то не очень верится, что администрация городского поселения получит сполна миллиард, необходимый для консервации хвостохранилища. Но, по крайней мере, деньги, вырученные от продажи имущества фабрики, могут окупить затраты на мониторинг за состоянием объекта, считает Владимир Камольцев… 
Как ни мала эта речушка, она заставляет лишний раз задуматься о весьма серьезной для Кузбасса проблеме — о том, как в результате иных сделок и банкротств собственники освобождают себя от затрат на экологическую инженерию, “передоверяя” это дело госбюджету.
Александр Кириллов.
Александр Бокин (фото).
Александр Кириллов. Экономика 06 Дек 2016 года 3812 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.