Экономика

Прокатка по восточному календарю

На прошлой неделе на сайте ЕВРАЗа были объявлены результаты работы холдинга в 2016 году. Как сообщает его пресс-служба, консолидированное производство стали и стальной продукции в компании уменьшилось на 5,7 процента (до 13,527 миллиона тонн) и на 6,1 процента (до 12,352 миллиона тонн) соответственно. В основном это связано с сокращением объемов выпуска стали на ЕВРАЗ ЗСМК из-за ремонта доменных печей и падением спроса на металлопродукцию. 

Рост производства в четвертом квартале на российских металлургических комбинатах в Новокузнецке и Нижнем Тагиле был снивелирован снижением на предприятиях Северной Америки и Украины.
Объем строительного металлопроката сократился из-за неблагоприятной конъюнктуры. Зато в четвертом квартале было отмечено повышение спроса на железнодорожную продукцию в России, которое совпало с завершением ремонтов в рельсобалочном цехе ЕВРАЗ ЗСМК (в третьем квартале), что позитивно сказалось на производственных показателях этого периода в целом.
Примерно ту же тенденцию — вялый старт и бодрый финиш — отражают итоги работы в прошлом году большинства металлургических корпораций России. В ЕВРАЗе считают, что “с точки зрения прибыльности первый квартал был тяжелым для металлургов всего мира — цены и спрос были довольно низкими, и компаниям необходимо было сфокусироваться на оптимизации издержек”. (Стоит, однако, отметить, что ЕВРАЗ, прибыль которого по итогам первого полугодия сократилась в 2,7 раза, рискнул начать строительство новой доменной печи мощностью 2,5 миллиона тонн чугуна в год на Нижнетагильском комбинате.)
В начале минувшего года деловая пресса писала, что мировые цены на сталь и сырье “упали до 12-летних минимумов”. Забавно, но затем цены, а следом и производство пошли в рост, как бы повинуясь магии восточного календаря с его 12-летним циклом. Хотя чего тут удивляться, если динамику спроса нынче определяет прежде всего Поднебесная.
Весной китайцы — безусловные лидеры в черной металлургии — объявили о масштабных сокращениях избыточных промышленных мощностей в ближайшие пять лет, включая производство стали на 100 - 150 миллионов тонн и угля — на 500 миллионов тонн. И слова у них не разошлись с делом. К примеру, пятилетний план по сокращению угледобычи был наполовину исполнен уже в 2016 году. А эти 250 миллионов тонн сопоставимы, между прочим, с двумя годовыми объемами экспорта кузбасского угля!
Как пишет журнал “Металлоснабжение и сбыт”: “Это решение отечественные металлурги считают самым важным фактором для отрасли, который, в частности, по словам представителя Evraz, заметно выправил баланс спроса и предложения на коксующийся уголь и сталь. Цены пошли вверх практически на всех рынках”.
В качестве второго драйвера роста мировой металлургии могут выступить Соединенные Штаты. Тамошние сталелитейные корпорации принадлежат к той части бизнеса, которая приветствует приход в Белый дом Дональда Трампа. Новый президент, как известно, обещает своей стране новую индустриализацию, новые стройки, новые дороги, что, соответственно, означает новые заказы для металлургии. Одних этих обещаний хватило, чтобы производство стали в США начало расти с конца прошлого года.
Даже если Трамп ограничится на первых порах лишь заявлениями о необходимости реиндустриализации в США, это в любом случае оживит мировой рынок стали — ведь американская металлургия третья в мире по “емкости ковша”. Другое дело, что речи нового президента сулят не только экономический рост, но и пошлинные барьеры. А ведь принцип взаимности прослеживается не только в дипломатических демаршах. Он распространяется и на участников международной торговли, из за чего протекционизм, взятый на вооружение отдельно взятым государством, довольно быстро становится сомнительным “достоянием всех”. 
Как подсчитал тот же журнал “Металлоснабжение и сбыт”, сейчас против российских производителей стали в различных странах введено 46 “мер защиты”. Наши корпорации постоянно судятся по этому поводу в международных арбитражах — и как истцы, и как ответчики. 
Правда, ЕВРАЗ располагает металлургическими активами и в Соединенных Штатах (EVRAZ North America). А компании международного статуса преодолевать проблему импортных пошлин (и вообще присутствия на том или ином рынке) проще, чем корпорациям, чьи производства прописаны исключительно в России.
Александр Кириллов.
Валентин Волченков (фото).
Александр Кириллов. Экономика 24 Янв 2017 года 2293 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.