Экономика

Шито по воде белыми вилами

Сегодня, 21 марта, Газпром приступает к ограничению Центральной ТЭЦ по газу

Шутки кончились, у газоснабжающей организации “развязаны руки”. Право ограничить должника, вплоть до полного прекращения поставки топлива, предусмотрено “Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа”, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 года. Юргинский машзавод на прошлой неделе перестал получать газ практически полностью: ООО “Газпром межрегионгаз Кемерово” повысило уровень ограничения подачи его с 72 до 97,6 процента “в связи с наращиванием предприятием просроченной задолженности за потребленный газ и отсутствием со стороны потребителя решений по порядку ее погашения”.
Долг Юрмаша — 157 миллионов рублей. Долг Центральной ТЭЦ Новокузнецка — 2,7 миллиарда рублей. Включая “замораторенные” 1,6 миллиарда (долг, накопленный в течение одного отопительного сезона 2013/14 годов, в течение которого газовикам практически не платили и даже вовсе по-хамски не пускали их на ТЭЦ). Задолженность была накоплена не без помощи МП “Сибирская сбытовая компания”, возглавляемого в то время Виктором Казекой: именно это муниципальное предприятие должно было, собирая с потребителей услуг ТЭЦ деньги, рассчитываться с теплоэлектроцентралью, а та — с газовиками… Виктор Валентинович, напомним, также был причастен к банкротству МП “ГТК”, которое возглавлял (предприятие обанкрочено с многомиллиардными долгами); позже он возглавил МП “Сибирская сбытовая компания” (в настоящее время предприятие банкротится, тоже с долгами более чем в два миллиарда рублей).
По непонятной для меня причине исчезновение всех этих весьма солидных сумм, сопоставимых вкупе с размером годового бюджета города Новокузнецка по собственным доходам, никем не расследуется и никак не сказалось на карьере Виктора Казеки, который в конце 2014-го даже стал заместителем главы Новокузнецка по ЖКХ. Впрочем, через полгода, весной 2015 года, он “с треском” слетел с этой должности в результате скандала со старыми трубами, используемыми для ремонта тепловых сетей. Губернатор Аман Тулеев тогда жестко высказался в его адрес, мэр Сергей Кузнецов сообщил о “синдроме Казеки”, в связи с которым он больше не может никому верить… Позже Казека судился с мэрией, пытаясь восстановиться и получить денежное вознаграждение за время отстранения от должности. Но не восстановился и не получил. Исчезнув на какое-то время из виду.
При чем тут, казалось бы, Виктор Казека? При том, что он вновь настойчиво рвется во власть. Ровно неделю назад, 14 марта, в администрации Новокузнецка прошло закрытое совещание, на котором рассматривался вопрос будущности Центральной ТЭЦ. Засекреченное, без прессы. Как нам позднее сообщили участники обсуждения, Казека не только принимал участие в совещании, но вел себя по-хозяйски: задавал тон, перебивал, требовал от представителей РЭК увеличить тарифы для Центральной ТЭЦ (к слову, размер тарифов ЦТЭЦ за последние пять лет и без того выросли в два раза!). Проводил совещание заместитель губернатора Анатолий Лазарев, который, по мнению наших источников, активно “проталкивает” Казеку. Напомним, что в конце января Виктор Валентинович, вопреки сопротивлению окружения, но при ощутимой поддержке “сверху” попытался устроиться на Центральную ТЭЦ и даже проработал там… один день. 
Мне удалось дозвониться до заместителя губернатора Анатолия Лазарева и задать ему несколько вопросов. Анатолий Анатольевич был крайне недоволен: “Откуда вы знаете, что было такое совещание? Я прессе ничего не сообщал. Зачем вы мне звоните? Больше ничего комментировать не буду!”… Остался без ответа и вопрос, знает ли губернатор, что за его спиной отстраненный им руководитель снова проталкивается “наверх”: Лазарев разорвал соединение…
А теперь смотрите, какая интересная картина вырисовывается: 22 февраля осуществлено нападение на конкурсного управляющего МП “Сибирская сбытовая компания” Олега Фокина, который получил две пули в живот и до сих пор находится в тяжелом состоянии. Желаем ему выздоровления, но к своим обязанностям руководитель ССК сможет вернуться не скоро. Через две недели, 7 марта, была обезглавлена и Центральная ТЭЦ: исполнительного директора Петра Фролова задержали сразу после разговора с представителем подрядной организации в его автомобиле, в салоне нашли денежную сумму, предположительно, “взятку” (статья “Война и немцы” в номере от 14 марта). А еще через неделю Виктор Казека как ни в чем ни бывало пытается “играть первую скрипку” в вопросе будущности ТЭЦ и ССК…
Была ли взятка взяткой или же появление денег в машине Фролова, с погоней за ним вооруженных силовиков можно расценить как провокацию, направленную на попытку смены руководства теплоэлектроцентрали? Не знаю. В пользу второй версии говорит тот факт, что уголовное дело, по нашей информации, так и не возбуждено, Фролов подал заявление об увольнении. Вместе с Фроловым намерен уйти и конкурсный управляющий Центральной ТЭЦ Николай Шереметьев (заседание в арбитраже намечено на 12 апреля); ряд руководителей высшего звена также, по имеющейся информации, не останутся.
Заметим, к слову, что на время “фроловского” руководства приходятся наиболее стабильные периоды работы теплоэлектроцентрали, когда долги не накапливались или нарастали не слишком активно. 
Что же будет с Центральной ТЭЦ? Предприятие, потребляющее в настоящий момент около миллиона кубометров газа в сутки, попытается справиться с ограничениями по газу (сокращение поставок топлива, по имеющейся информации, может составить 50 процентов, более точные параметры на вчерашний день известны еще не были) путем наращивания объемов сжигания угля. Но это, безусловно, негативно скажется и на технологии предприятия, которая на уголь в таких объемах не рассчитана. И на экологии (вспомните, как дымят трубы ЦТЭЦ во время “газовых пауз”!).
Что касается перспектив Центральной теплоэлектроцентрали — это вопрос открытый. Вообще-то результатом банкротства может стать даже полное прекращение функционирования и распродажа по остаточной стоимости. Но кто тогда будет поставлять тепло и горячую воду доброй четверти жилфонда Новокузнецка? 
Лучшим вариантом было бы вернуть предприятие Евразу (об этом, кстати, говорили как о крайнем варианте в 2012‑м), тем более что часть вырабатываемой ТЭЦ энергии компания по-прежнему забирает для производственных нужд и заинтересована в ее ритмичной работе. Но кто сможет заставить “социально ориентированную” компанию взять себе свою бывшую теплоэлектроцентраль? Тем более с таким грузом долгов, разбираться в происхождении которых никто не желает?..
Сергей Бабиков.
Сергей Бабиков. Экономика 21 Мар 2017 года 1035 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.