Культура

Идея единства народа и государства

Культурно-образовательную передачу “Игра в бисер” тележурналист и филолог И. Волгин неизменно заканчивает призывом “читать и перечитывать классику”. А мы начнём наше размышление о великой классике — об эпопее “Война и мир” Льва Толстого, которой недавно исполнилось 150 лет. В этой книге представлен чрезвычайно важный исторический, нравственный и духовный опыт.

Дело это непростое. В книге более тысячи страниц, огромный охват действительности: исторические события; яркие сцены и картины жизни и быта русского и европейского общества разных социальных слоёв; сотни реальных и вымышленных персонажей, их портреты, частные судьбы, их “внутренние монологи”, которые сливаются с “голосом” автора в его философских и социально-нравственных размышлениях, представленных на десятках страниц; мастерски сделанные, наполненные философским и символическим смыслом пейзажи и многое другое. Об этом написана масса научных и художественных исследований. 
Но эпопея Толстого имеет особое значение для современного читателя. В отличие от сотен других авторов Л. Толстому важны не исторические события сами по себе, не живые картины быта прошлого, не правдоподобные портреты предков. Важно другое. Важно услышать “голос” автора, уловить его мысли, понять чувства, его нравственные и философские убеждения, его идеалы, понять то главное, “про что ему нужно сказать, потому что он любит то, про что говорит и говорит не рассуждениями, не туманными аллегориями, а изображением самых простых лиц и событий, связанных между собой внутренней художественной необходимостью” (Л. Толстой). И такой “внутренней художественной необходимостью”, связующей весь громадный материал книги, и становится ИДЕЯ ЕДИНСТВА — единства людей, общества, народа и государства. В основе этой идеи лежит мысль о целостности и гармонии как главных условий существования человека и природы, МИРА — главного героя этой книги. Напряжённая мысль писателя пытается уловить главные законы истории (“всеобщей жизни людей”) и довести это до сознания читателя. Спасительная идея единства поддержана всеми любимыми героями автора! Наташа Ростова, присутствуя на общем молебне перед уходом русских из Москвы, слышит призыв священника: “Господу миром помолимся”. И, охваченная чувством единения со всеми русскими, горячо повторяет: “Да, да, так, миром, все вместе без различия сословий, без вражды, а соединённые братской любовью…” От слов она переходит к делу: освобождает телеги, на которых Ростовы хотели вывезти своё добро из покидаемой Москвы, и отдаёт подводы для раненых офицеров и солдат, привезенных с Бородинского поля, сознавая своё родство с армией, “главным воинством”, защищавшим Москву и Россию. Таким образом, она спасает их от неизбежного плена и, возможно, гибели. Граф Пьер Безухов видит, как самоотверженно ополченцы (деревенские люди, простые крестьяне) защищают Родину, потрясённый их мужеством и человечностью, приходит к мысли: “Солдатом быть, просто солдатом: войти в эту всеобщую жизнь всем существом”. Князь Андрей накануне Бородинской битвы горячо убеждает своего друга в неизбежной победе русских и объясняет почему: многомиллионной армии Наполеона русские противопоставят нравственное и духовное единство, общее желание победить врага, изгнать его из своего Отечества, защитить землю отцов и дедов, сохранить её для детей и внуков. Этим желанием полны все: полководец Кутузов, скромный герой капитан Тушин, князь Андрей, граф Безухов, крестьянин Тихон Щербатый, ополченцы, армия. 
Такого единства нет во вражеской армии, состоящей из представителей разных народов и государств, нет даже согласия между Наполеоном и его войском. Люди для Наполеона — “пешки”, которых он “передвигает”, чтобы получить славу “великого” полководца. “Нет, — говорит Толстой, — “нет, и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды”. Не случайно в изображении Толстого Наполеон часто предстаёт в сниженном, почти в карикатурном виде. 
Главную мысль о необходимости единства Лев Толстой унаследовал от великих предшественников, начиная от “Слова” о походе князя Игоря, где автор призывал князей объединиться и защитить Русскую землю (XII век); от Ломоносова, воспевавшего в своих одах “возлюбленную, Божественную тишину”, мирную жизнь. 
Понимая, что действительность, история (“всеобщая жизнь людей”) противоречивы, что времена покоя, “тишины” сменяют периоды конфликтов, потрясений, разрушений, Лев Толстой всем строем своей эпопеи утверждает противоестественную сущность войны, противопоставляя ей идею единства, целостности и гармонии, при которых только и возможны созидание, творчество, “сбережение народа”, продолжение жизни. 
Активная авторская позиция писателя проявляется и в том, что он выступает как историк, как философ и проповедник. Могучий “голос” его на протяжении всего повествования обращается и к тем, кто разделяет его идеалы и убеждения, и к тем, кто продолжает “обманывать, мучить себя и друг друга”, кто “считает священным и важным не это весеннее утро, не эту красоту мира Божия, данную для всех существ, красоту, располагающую к миру, согласию и любви, а считает священным и важным то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом”. Толстому важно, чтобы голос его был услышан и получил отзыв. 
Такой отзыв слышим мы в стихах российского поэта ХХ века, конечно же, не равного ему по масштабу личности и дарования, но единого с ним в убеждении, что сохранить “Божественную тишину”, мир и покой возможно, лишь опираясь на понимание законов истории, на светлую, спасительную идею единства: “Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке… Возьмемся за руки, ей-богу!” 
В романе Льва Толстого есть очень важный, почти символический эпизод, всем известный под названием “Совет в Филях”, где речь идёт о судьбе Москвы: сдать её врагу или дать бой за неё. Известно, что Кузутов был против боя, желая сохранить армию и людей для продолжения борьбы и победы. Случайным свидетелем происходящего оказывается ребёнок, маленькая деревенская девочка, сидящая на русской печи. Она не понимает сути спора и скорее “видит”, чем “слышит” происходящее. Кутузов оказался в меньшинстве. И девочка всем сердцем, всем своим существом желает, чтобы победил “дедушко” (так она называет Кутузова), и это слово: “дедушко”, такое теплое, родное, простонародное, имеет пронзительное эмоциональное звучание. Вот уж поистине — “устами младенца”. И Кутузов в самом деле дедушка для армии, для Москвы, для всей России. “Дедушка” — старый, мудрый и обязательно победит (как в семье). 
Так “Война и мир”, книга, соединяющая XII и XX века, становится книгой “на века”, живой и особенно актуальной сегодня. 
Наше сегодняшнее общество разделено противоположными “партиями”, “программами”, всевозможными “меньшинствами” (от идейных до сексуальных), и все они выдумывают и продолжают выдумывать лозунги и призывы, разделяющие общество, разрушающие единство. И чем вдумчивее будет читатель, тем сильнее будет это общество и государство, тем труднее будет разрушить мир, тем активнее будет идея единства. Потому что “идея созидания выше идеи разрушения, как идея жизни выше идеи смерти” (Н. Гоголь). В этом видел великий Толстой непобедимость народа и государства, в этом бессмертие эпопеи “Война и мир” — книги на века, книги, которая подтверждает мысль другого гения, современника Толстого, заметившего, что “ко всемирному, братскому единению сердец русское сердце изо всех народов, быть может, более предназначено” (Ф. Достоевский).  
Тамилла Афузова Культура 06 Дек 2019 года 944 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.