Культура

Поклон Гению

Интернет полон сенсационных сообщений: “Новокузнецкий художник Константин Дверин дописал картину Леонардо да Винчи”. И никто в общем потоке восторженно сообщающих как-то не разглядел, что картина Дверина называется не “Поклонение волхвам”, как у Мастера Леонардо, а “Посвящение Леонардо да Винчи”, где “посвящение” вполне синонимично “поклонению”. Что, к слову, отражено в пояснении к замыслу, написанном самим Константином Двериным.
Это очень пылкое, я бы сказал, объяснение в любви с детства к великому Мастеру. Любви на всю жизнь, которая началась со случайно увиденной репродукции картины, а потом усилилась после встречи с ней в фильме Андрея Тарковского “Жертвоприношение” и, наконец, личного, если хотите, поклонения в галерее Уффици во Флоренции, куда ее после долгих мытарств поместили, и всю жизнь мучила вопросами: пытался ли кто закончить гениальный замысел Леонардо? Оказалось, никто и никогда. “Было огромное количество последователей, так называемых” леонардесок”, - пишет Константин Дверин, — множество копий “Джоконды”, картонов и рисунков Леонардо, а вот одна из самых загадочных его работ осталась вне этого процесса”.
“И стал думать, — продолжает Дверин, — что мешает мне сделать это. Первое — конечно, масштаб имени. Второе — это ремесло. Третье - это очевидная нелепость попытки разговаривать с Гением на его поле”. Но в пользу попытки все же рискнуть были другие весомые аргументы — например, история встреч с картиной: “Из тринадцати сохранившихся работ Леонардо мне посчастливилось увидеть шесть. Я их видел и запах их помню… Это, конечно, не окончание работы Леонардо. Это, скорее, мой поклон Гению, моя фантазия на эту тему, парафраз. Поверьте, я получил огромное наслаждение от прикосновения к замыслу великого Леонардо. Своей радостью я хочу поделиться с вами”.
Как видите, все не совсем так, как подают особо склонные до сенсаций представители прессы.
На открытии выставки одной картины в Новокузнецком художественном музее — картины Константина Дверина “Посвящение Леонардо да Винчи” — было полно народу. К слову, ей сделали достойное обрамление, поместив в окружение из картин старых мастеров из запасников музея, которые редко появляются на людях. 
Что касается самой работы Дверина, то она, при некотором “переборе”, как полагают ее критики, на мой взгляд, вполне отражает дух итальянцев эпохи Возрождения, не слишком застенчиво помещавших на полотнах и самих себя, и своих друзей, и вообще своеобразно “открывавших двери” своему времени в его откровениях и заблуждениях. 
В “Посвящении Леонардо да Винчи” любопытствующий глаз несомненно разглядит Микеланджело, Рафаэля, Боттичелли, а также очень известных персонажей их картин — они тоже пришли с волхвами к Божией Матери, держащей Младенца на руках рядом со святым источником, в котором отражается Вифлеемская звезда. Здесь же кое-кто из новокузнецких художников, друзья Дверина, прочие персонажи. 
Наверное, они не производят должного впечатления святости. Но это, прости Господи, наше время, где все взялись молиться, не веруя. Это и есть “дух времени”. Так что всё здесь на своём месте.
Валерий Немиров.
Валерий Немиров. Культура 12 Ноя 2016 года 1302 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.