Культура

Торжество и музыка цвета

143_07_2014.jpgНа открытии персональной выставки заслуженного художника России члена-корреспондента Российской академии наук Николая Ротко собралось так много народу, что были заполнены и фойе, и два зала Художественного музея, где и проходил вернисаж. Товарищи по цеху, поклонники, журналисты — в общем, все, для кого любая очередная выставка работ Николая Ротко — это явление.

Несколько лет назад я держала в руках этакий фолиант - рейтинг российских художников, выпущенный, кажется, академией. В него входили такие гении, как Репин, Суриков и Левитан, классики советского времени, а также современные художники нашей страны и Сибири в том числе. Уровень художников отмечался цифрами. У великих — 1, у просто очень знаменитых - 2, у “крутых” наших современников - 3, а дальше — 4, 5, 6. Николай Ротко — единственный в Кузбассе, и таких человек десять по Сибири, против фамилии которых стоит тройка. Можно по-разному относиться к всевозможного рода рейтингам, но нельзя не согласиться с утверждением, что Николай Ротко — одна из центральных фигур в художественной среде города. Это титулованный художник. Дипломы, медали, знаки отличия. Их у него так много, что уже и неважно, что 70-летний юбилей художника городская администрация никак документально не отметила. Возможно, кто-то не подсуетился или не среагировали наверху. Но это мелочи. Главное, что на выставке, посвященной 70-летию, художник представил восемьдесят произведений, огромных холстов и небольших размеров картин. Из них шестьдесят — новые, созданные в 2014 году.

Если бы Ротко написал их, как раньше, в привычной для нас его манере, было бы все равно интересно, ярко, мощно. Но последние работы представляют нового Ротко, в отдельных случаях напоминающего старых-старых мастеров, таких как Брейгель, Босх или наш современник Пиросмани. Совсем небольшие картинки на холсте, в приличных рамах (как всегда у Ротко) “Подсолнухи” и “Соседи”, думаю, просто шедевры. Это такой стилизованный реализм. На первой — среди сорванных, наваленных подсолнухов две тетки. Сидят рядом, но такие разъединенные, каждая со своей заботой, а в их простоватых лицах непреодолимая тоска. Еще сильнее впечатляет сюжет “Гости”, видимо, те, что неожиданно сваливаются на голову. Пять человек неровным строем целеустремленно шагают вперед. Возглавляет их мужик с туповатым лицом. Нет, даже маленькие картинки не стоит пересказывать. Их надо смотреть, в них надо вглядываться. Ими надо наслаждаться.

Замечательная новая серия “Путешествие яка Якова” в экспозиции представлена пятью внушительных размеров холстами. Бык в центре стада, у горы (Тибетские горы), у озера. Есть в этой реалистически выписанной истории фантастическая подоплека. Только домашние животные носят клички, и этот як с глазами мыслящего существа очень выразителен. Может, он оставил своих хозяев, как домашний гусак Мартин, улетевший с дикими гусями в сказке Сельмы Лагерлеф. Но серия, как мне кажется, написана с библейской мощью, как возможный сюжет из Книги книг.

Творчество Николая Ротко принято относить к авангардизму, к беспредметной живописи или, как говорят, к нефигуративной, абстрактной. И он дает к этому повод. Но не менее хорош художник и в реалистических пейзажах, натюрмортах, портретах. И реализм у него разный — и стилизованный, и в чистом виде академический. И работы всех направлений у него хороши.

А сам он, как большинство художников, терпеть не может этих искусствоведческих делений на направления.

Наверное, главное, или одно из основных отличий его работ - это мощная внутренняя энергия, в каком бы направлении, в каком бы жанре она ни была написана. Во втором зале, где представлен преимущественно уходящий год, есть три портрета: “Портрет”, “Портрет Гаврилы” и “Старик”. Особенно в первых двух мощная сила души, а в “Старике” есть и мудрость, и уходящая жизнь. Он такой — несколько приглушенный.

Эпитет “мощный” можно справедливо относить к большинству его работ. Торжество цвета в многочисленных цветах, и букетами, и в корзинах, написанных натурально и абстрактно. Он любит цветы, одну из постоянных своих моделей. В них солнечная энергия вечной молодости. Они живые, как и птицы, и серия получает у автора название “Цветы-птицы”. Цвет у него то плотный, густой, то разреженный, легкий, рассеянный. Картину зачастую составляют композиции цветовых отрезков, но, в целом, в них гармония, нужный ему образ. В пейзаже 2014 года “Зима” преобладают синие, размытые тона, и, отойдя на приличное расстояние, видишь образ зимы, заснеженное пространство, ледовое царство Снежной королевы. Живопись, качественная, уточню, живопись, воспринимается как музыка.

Живопись Ротко воспринимается как музыка симфоническая. Не зря у него была серия “Музыка”. Но и все другие произведения у художника тоже музыкальны. Композиционно выстроены по законам музыкальных ритмов. Кстати, это заметила и одна из выступавших на открытии со словами приветствия — Наталья Евгеньевна Смарыгина, начальник дополнительного образования городского управления культуры. “Я не художник, я — музыкант, — сказала она. — В ваших работах я слышу музыку”.

Выставка Николая Ротко — это целостная картина жизни, выраженная через торжество и музыку цвета, внутреннюю мощную энергию.

На вернисаже сменяли друг друга желающие поздравить художника. И несколько человек повторили одну и ту же фразу: “Спасибо, что вы у нас есть”. Замечательно сказано.

Валентин Волченков (фото)

Татьяна Тюрина Культура 19 Дек 2014 года 1106 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.