Политика

Какие у нас варианты?

В четверг в топе новостей одного дня аукнулись неожиданно два сообщения из совершенно разных ведомств. В первом случае речь шла о наставлениях духовного пастыря, в другом — об экономической стратегии в изложении председателя правительства.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл потребовал от настоятелей монастырей не использовать ювелирные украшения для отделки посохов и жезлов. “Я не благословлял превращать игуменские жезлы в патриаршие. У вас должен быть простой монашеский жезл, без всяких украшений и побрякушек. Как приедете домой, закажите себе простые деревянные посохи, которые будут символизировать ту власть, которую вы олицетворяете, — и это не административная власть”, — сказал предстоятель РПЦ на Собрании игуменов и игумений в Москве в честь тысячелетия русского присутствия на Святой горе Афон.
“Важной задачей в бюджетной сфере является определение баланса между необходимостью жить по средствам и созданием бюджетных стимулов для возобновления роста”. Это уже цитата из статьи премьер-министра Дмитрия Медведева “Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики”, только что опубликованной в журнале “Вопросы экономики”. Из чего можно заключить, что административная власть тоже чурается излишеств и стремится к тому, чтобы её стимулы (stimulus на латыни — “пастуший посох”) были чем-то вроде скандинавской палки — дешевыми и эффективными.
Публикация такого автора, вышедшая в свет через нескольких дней после выборов, на которых победила партия, им возглавляемая, носит, безусловно, программный характер. Статья слишком многопланова и обширна в своей тематике, чтобы пытаться комментировать её сразу после прочтения. Поэтому остановлюсь только на том, за что зацепился глаз с первого взгляда.
Дмитрий Медведев определил ключевые направления в “обретении новой динамики”: оптимизация бюджетной политики, структурная политика, включая импортозамещение, улучшение инвестиционного климата и деловой среды, повышение качества самого государства и развитие социальной сферы. Оседлав эти, метафорически выражаясь, пять ведущих колес, он категорически отверг “запаску” в виде предложения нескольких оппозиционных партий насчет контролируемой эмиссии рубля для кредитования отобранных бизнес-проектов в секторе реального производства. Как раз потому, что контролировать печатный станок куда труднее, чем включить, считает Медведев.
И еще, упреждая возможные риски, премьер отметил: “Вижу два ограничения, которые надо ставить при реализации курса на структурные реформы и экономический рост: популизм, с одной стороны, и проведение реформ за счет людей — с другой. Первое опасно и в конечном счете приведет ко второму, поскольку за популизм всегда платит народ. Между тем характер необходимых структурных реформ не требует сейчас высокой социальной платы (в отличие от 1990-х годов). Мы не можем допустить популизма — ни словесного, ни тем более бюджетного”. 
Такое вот нравоучительное — по адресу оппозиции — дополнение к тезису о важности баланса между “необходимостью жить по средствам и созданием бюджетных стимулов для возобновления роста”. Что не мешает автору журнальной статьи признать: за последние два года люди стали беднее, так как антикризисные меры правительства не смогли предотвратить падения жизненного уровня в стране. У читателя, само собой, возникает вопрос: если не было популизма и реформ за счет людей, то за что же народ все-таки заплатил? Разве некоторые успехи “профессионалов таргетинга” в борьбе с инфляцией достигнуты не за счет многомиллионных масс “финансовых дилетантов”? Их уровень жизни “стабилизировался” вместе с курсом рубля, существенно сократившим реальную ценность зарплат, пенсий и сбережений.
Читатели статьи премьера, конечно, осознают всю сложность работы правительства в нынешних политических обстоятельствах и в условиях декларируемой смены хозяйственной модели. Они с надеждой внимают его обещаниям и дальше противостоять санкциям, повышать устойчивость региональных бюджетов, стимулировать малый бизнес, продолжать “инвестиции в человека”, а также в транспортную инфраструктуру… Но буквально в день выхода в свет статьи Дмитрия Медведева Минэкономразвития явил очередной базовый прогноз для экономики России в 2017 — 2019 годах, в котором, как пишет деловая пресса, скорректировано в худшую сторону большинство запланированных ранее показателей.
Прогноз представлен в трех вариантах, основанных на разной цене барреля нефти: “базовый”, “базовый+” и “целевой”. То есть в правительстве на диверсификацию экономики уповают, но полагают более надежным ориентироваться все-таки на нефтяные котировки. Самый благополучный вариант - “целевой”. Это если баррель будет стоить около 55 долларов. Хорошо бы. Потому что альтернатива — это когда по миру с узелком на палке. Причем посох точно не будет украшен ювелирными изделиями.
Александр Денисов.
Александр Денисов. Политика 24 Сен 2016 года 1123 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.