Политика

“То ли гений он, а то ли нет ещё?!”

Грядет круглая годовщина со дня смерти Сталина. Начинается очередное горячее обсуждение на тему: светоч он или изверг рода человеческого? Был ли отравлен или сам кого ядом потчевал? Верный ленинец или тайный агент царской охранки? Параноик или мыслитель? Палач или эффективный менеджер? Ну и так далее…
Говорят, в эти дни в Питере, Чите и Волгограде на линии выходят автобусы со сталинскими билбордами. Напрашивается аналогия с известными кадрами из германовского “Лапшина” и из “Утомленных солнцем” Михалкова. Правда, там портреты вождя на трамвае и стратостате - знак беды, а не триумфа.
60 лет идет это “гадание на портрет”, а карта супротив короля пик всякий раз ложится по-новому. И всякий раз часть общественности в смятении, как тот персонаж Галича (“Баллада о том, как едва не сошел с ума директор антикварного магазина № 22…”), которому одна старушенция принесла на комиссию пластинки с речами Сталина. “Вот и вникните в данный факт, друзья (на добре же сижу, не на ветоши!). Мне и взять нельзя, и не взять нельзя - то ли гений он, а то ли нет еще?! Тут и в прессе есть расхождения. И вообще идут толки разные… Вот и вникните в положение. Исключительно безобразное! Они ссорятся, а мне — бессонница”.
5 марта — дата для нашего искусства и политики почти мистическая. В один день со Сталиным ушел композитор Прокофьев, а ровно тринадцатью годами позже Ахматова. Оба хватили лиха от погромных постановлений, ближайшие родственники обоих оказались в лагерях. 5 марта 1895 года скончался Лесков. Опера Шостаковича, написанная по мотивам его повести “Леди Макбет Мценского уезда”, ввергла композитора в опалу после правдинской статьи “Сумбур вместо музыки”. А 5 марта 1942 года в Куйбышеве была впервые исполнена его Ленинградская симфония. Чтение в церквях Манифеста об отмене крепостного права, начало массовых расстрелов в Катынском лесу, фултоновская речь Черчилля — объявление “холодной войны”… Все это случилось именно 5 марта.
Возьмем сроки поближе и в ином масштабе. 5 марта истекает время, отпущенное по закону для хранения официальных видеозаписей на избирательных участках по выборам Президента России 4 марта 2012 года. Мистику сего числа уже прочувствовал новокузнечанин Николай Ташкеев. Почти год он требует от Следственного комитета и ЦИКа разобраться в фальсификациях выборного процесса, которые, по его мнению (он был тогда наблюдателем), имели место на пяти избирательных участках Новокузнецка.
Наконец из ЦИКа ему сообщили, что просмотр видеозаписей не выявил каких-либо нарушений закона, с соответствующими видеофайлами он сам может беспрепятственно ознакомиться по таким-то электронным адресам. Однако поиски Ташкеева в Сети ничего не дали — указанные Избиркомом ссылки содержат видеоматериалы с других участков. Как тут не припомнить в очередной раз приписываемое Сталину резюме: неважно, как голосуют, важно, как посчитают.
…В годы застоя у таксистов была мода прикреплять фото генералиссимуса к лобовому стеклу. Помню, “Голос Америки” на полном серьезе усматривал в том “демонстрацию антибрежневских настроений”. Смешно. А теперь вот думаю, что есть все-таки доля правды в такой оценке неизбывной привязанности россиян к портретной галерее с одним-единственным ликом. Он у нас — всегдашний антипод действующей власти. Это уже из области психологии. Или психиатрии.
Но если бы современный порядок вещей - и тогда, и теперь — не отдавал привычно тусклой антикварной патиной, кто бы вспоминал товарища Сталина? Разве только как автора справедливого в таком случае утверждения, что “жизнь стала лучше, жить стало веселей!”

Александр Денисов Политика 02 Мар 2013 года 1478 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.